Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Доклад «Правоприменительная практика в сфере федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах» за 2019 год

Общие положения

 В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 октября 2015 г. № 370, Минприроды Чувашии осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – федеральный государственный лесной надзор).

Федеральный государственный лесной надзор Минприроды Чувашии осуществляет на предмет предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства через структурное подразделение – отдел федерального государственного лесного надзора и подведомственное учреждение – КУ «Лесная охрана». В Минприроды Чувашии надзорными полномочиями обладают 146 должностных лиц.

По данным, находящимся в государственном лесном реестре, по состоянию на 01.01.2019 общая площадь лесов на территории Чувашской Республики 632 тыс. га, из них в ведении Минприроды Чувашии – более 596 тыс. га. 

Весь лесной фонд разделен на 11 лесничеств, а лесничества на 47 участковых лесничеств.

При осуществлении федерального государственного лесного надзора государственные лесные инспекторы руководствуются положениями нормативных правовых актов в области государственного контроля (надзора).

 

1.1. Организация и проведение проверок

 

Проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора государственными лесными инспекторами проводятся в форме плановых и (или) внеплановых проверок.

В 2019 году в Планы проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, не включались и плановые проверки в отношении указанных лиц не проводились.

При организации и проведении проверок соблюдаются основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), установленные Законом № 294-ФЗ.

Непосредственно после завершения проверки государственными лесными инспекторами оформлялся акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, государственными лесными инспекторами, проводившими проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимаются меры, предусмотренные статьей 17 Закона № 294-ФЗ.

В частности, в случае выявления в ходе проверки нарушений обязательных требований выдаются предписания с указанием сроков их устранения, а также принимаются меры по контролю по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда окружающей среде.

Информация о плановых и внеплановых проверках государственными лесными инспекторами вносится в федеральную государственную информационную систему (АИС) «Единый реестр проверок» в сроки, установленные Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.

 

1.2. Организация и проведение мероприятий по контролю в лесах

 

Государственными лесными инспекторами проводятся следующие мероприятия по контролю в лесах:

- патрулирование лесов;

- плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков.

Указанные мероприятия по контролю в лесах проводятся без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Порядок проведения мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением требований лесного законодательства в лесах на землях лесного фонда на территории Чувашской Республики утвержден приказом Минприроды Чувашии № 791 от 08.08.2017 (зарегистрирован в Минюсте Чувашии 31 августа 2017 г., регистрационный № 3934).

Патрулирование лесов проводится на основании приказов об утверждении графиков и маршрутов патрулирования лесов. Кратность патрулирования лесов увеличивается в период пожароопасного сезона с учетом классификации природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.

В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, должностными лицами Минприроды Чувашии и должностными лицами КУ «Лесная охрана» осуществляются плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков на землях лесного фонда в границах территории Чувашской Республики на основании плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков.

Плановые (рейдовые) осмотры лесных участков проводятся государственными лесными инспекторами в соответствии со статьей 13.2 Закона № 294-ФЗ. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утверждены приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373.

В целом государственными лесными инспекторами обеспечена единообразная практика организации и проведения мероприятий по контролю в лесах.

Приказом Минприроды Чувашии от 15.01.2019 № 18 КУ «Лесная охрана» доведено Государственное задание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. В соответствии с указанным государственным заданием казенным учреждением за 2019 г. проведено 580 проверок (в I квартале – 99 проверок, во II квартале – 211 проверок, в III квартале – 165 проверок, в IV квартале – 105 проверок), а также проведено 2810 мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах (в I квартале – 381 мероприятие, во II квартале – 947 мероприятий, в III квартале – 952 мероприятия,  в IV квартале – 530 мероприятий).

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий составлены соответствующие материалы (акты проверок 580 ед. и отчеты о мероприятиях по контролю (патрулированию) в лесах 2810 ед.).

Выявлено 243 нарушения лесного законодательства, материалы по 35 фактам направлены в органы внутренних дел для организации проверки в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

 

1.3. Работа с заявлениями и обращениями граждан,

содержащими сведения о нарушении обязательных требований

 

Рассмотрение обращений (заявлений) граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Государственными лесными инспекторами проводилась предварительная проверка поступившей информации.

В 2019 году поступило 49 обращений. Основная часть обращений, содержала информацию о незаконных рубках лесных насаждений и самовольном использовании лесных участков.

 

1.4. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах

 

В целях привлечения лиц, совершивших нарушения обязательных требований, уполномоченными должностными лицами возбуждаются и рассматриваются дела об административных правонарушениях. Кроме того, рассматриваются дела об административных правонарушениях, возбужденные иными органами. За 2019 год 5 дел об административных правонарушениях поступили из органов прокуратуры и 3 дела – из органов внутренних дел.

Рассмотрено 208 административных дел, наложен штраф на общую сумму 1631,4 тыс. рублей, из них на 155 граждан на сумму 371,4 тыс. рублей, на 10 должностных лиц на сумму 810,0 тыс. рублей, на 4 юридических лица на сумму 450,0 тыс. рублей. К административной ответственности с наказанием в виде предупреждения привлечены 39 лиц, из них 12 граждан, 17 должностных лиц, 10 юридических лиц.

Государственными лесными инспекторами при рассмотрении дел об административных правонарушениях в случае установления причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам внесено 39 представлений по устранению указанных причин и условий.

За неуплату в срок административных штрафов в 2019 году составлено 34 протокола по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

  1. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

 

Наиболее распространенные нарушения обязательных требований, совершаемые в лесах, являются нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах и  нарушение правил использования лесов.

Основная часть нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного лесного надзора, относятся:

нарушения запретов на разведение в лесу костров;

засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором;

нарушения требований к сжиганию мусора, а также нарушение требования об очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков и требований к складированию древесины на лесосеках.

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Минприроды Чувашии и казенным учреждением «Лесная охрана» осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утверждаемой Минприроды Чувашии программой профилактики нарушений.

В целях профилактики нарушений обязательных требований Минприроды Чувашии обеспечено:

размещение на официальном сайте Минприроды Чувашии в сети «Интернет» перечней правовых актов, регулярно публикуется информация о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий и их результатах;

проведение на регулярной основе агитационно-разъяснительной работы, правовое просвещение и информирование населения.