О питьевой воде
(в ред. Законов ЧР от 23.10.2000 N 27, от 27.11.2002 N 27)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
питьевая вода - вода, по своему качеству соответствующая гигиеническим требованиям и нормативам и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых нужд человека либо для производства пищевой продукции;
нормативы качества питьевой воды (нормативные требования) - совокупность установленных санитарными правилами и нормами допустимых показателей химического, микробиологического, паразитологического (биологического) и радиационного состава, органолептических свойств, питьевой воды, гарантирующих ее безопасность и безвредность для здоровья человека;
питьевое водоснабжение - деятельность, направленная на обеспечение потребностей граждан или юридических лиц в питьевой воде;
источник питьевого водоснабжения - подземный или поверхностный объект или часть его, которые используются для забора воды в системы питьевого водоснабжения с той или иной технологией ее обработки или без нее;
централизованная система питьевого водоснабжения (водопровод общего пользования) - комплекс устройств и сооружений для забора, подготовки, хранения питьевой воды, ее подачи к местам расходования и открытый для общего пользования гражданами и юридическими лицами;
нецентрализованная система питьевого водоснабжения общего пользования - устройства и сооружения (колодец, скважина, водоочистная установка и другие) для забора и подготовки питьевой воды без подачи ее к местам расходования, открытые для общего пользования гражданами и юридическими лицами;
автономная система питьевого водоснабжения - устройства и сооружения для забора и получения питьевой воды с подачей (без подачи) ее к месту расходования, находящиеся в индивидуальном пользовании (для отдельного дома, фермерского хозяйства, дачного участка или иного отдельного объекта);
надежность системы питьевого водоснабжения - свойство системы обеспечивать определенный режим (бесперебойный, почасовой по графику) подачи питьевой воды потребителям в соответствии с установленными нормами питьевого водообеспечения и нормативными требованиями качества питьевой воды;
зона санитарной охраны - территория или акватория, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды источников питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений;
нормы питьевого водообеспечения - расчетное количество питьевой воды, необходимое для физиологических и бытовых нужд одного человека в течение суток в конкретном поселении, отдельном объекте при нормальном функционировании систем питьевого водоснабжения, при нарушении их функционирования и при чрезвычайных ситуациях;
организации питьевого водоснабжения - юридические лица (водопользователи), осуществляющие эксплуатацию централизованных или нецентрализованных систем питьевого водоснабжения;
пользователи систем питьевого водоснабжения - граждане и юридические лица, использующие системы питьевого водоснабжения в установленном порядке в целях получения питьевой воды для собственных нужд или передачи ее иным лицам;
потребители питьевой воды - граждане и юридические лица, расходующие питьевую воду для собственных нужд.
Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона
Целями и задачами настоящего Закона являются:
установление правовых гарантий удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в питьевой воде;
установление хозяйственно-экономических основ питьевого водоснабжения;
установление государственных гарантии надежности питьевого водоснабжения, а также оснований ответственности за правонарушения в области питьевого водоснабжения.
Статья 3. Основные принципы питьевого водоснабжения
Основными принципами питьевого водоснабжения являются:
государственные гарантии первоочередного обеспечения питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;
государственные контроль и регулирование вопросов питьевого водоснабжения; подотчетность организаций питьевого водоснабжения органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также органам государственного надзора и контроля, органу управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий Чувашской Республики в пределах их компетенции;
обеспечение безопасности, надежности и управляемости систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источника водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов;
приоритетное использование для питьевого водоснабжения подземных водоисточников;
охрана источников питьевого водоснабжения;
учет и платность в питьевом водоснабжении;
государственная поддержка производства и поставок оборудования, материалов для питьевого водоснабжения, а также химических веществ для очистки и обеззараживания воды (далее - реагенты);
отнесение систем питьевого водоснабжения к важным объектам жизнеобеспечения.
Статья 4. Правовое регулирование в области питьевого водоснабжения
Правовое регулирование в области питьевого водоснабжения осуществляется Водным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Чувашской Республики в области питьевого водоснабжения
В ведении органов государственной власти Чувашской Республики находятся:
принятие нормативных правовых актов в области питьевого водоснабжения;
определение основных направлений и реализация целевых республиканских программ и планов мероприятий по развитию и реконструкции систем питьевого водоснабжения, направленных на обеспечение населения питьевой водой в соответствии с потребностями, улучшение качества питьевой воды, а также выделение необходимых для этого финансовых и материально-технических средств;
реализация ценовой политики в области питьевого водоснабжения;
координация деятельности граждан и юридических лиц в области питьевого водоснабжения;
абзац шестой утратил силу. - Закон ЧР от 27.11.2002 N 27;
выделение или отчуждение земель для целей питьевого водоснабжения в соответствии с земельным законодательством;
проведение контроля за соблюдением режима зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов;
учет и оценка подземных и поверхностных источников водоснабжения, определение возможностей и перспектив их использования для развития систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;
определение мер по защите и охране источников и систем питьевого водоснабжения, контроль за их выполнением;
лицензирование в области питьевого водоснабжения в установленном законом порядке;
организация работ по питьевому водоснабжению населения в чрезвычайных ситуациях, а также в труднодоступных, удаленных поселениях, не имеющих постоянно или сезонно естественных источников питьевого водоснабжения;
обеспечение населения своевременной и достоверной информацией по вопросам снабжения питьевой водой и соответствия ее качества нормативным требованиям;
рассмотрение и решение иных вопросов по обеспечению населения питьевой водой.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения
К ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения, как неотъемлемой части социально-экономического развития муниципального образования, относятся:
организация обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой;
разработка, утверждение и финансирование местных программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю качества питьевой воды;
выделение или отчуждение земель для целей питьевого водоснабжения в соответствии с земельным законодательством;
утверждение зон санитарной охраны и принятие мер по пресечению нарушения режима зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения;
установление тарифов на услуги по водоснабжению в соответствии с республиканской ценовой политикой;
утверждение режима отпуска питьевой воды;
организация учета расхода питьевой воды;
учет и оценка данных о наличии и состоянии источников водоснабжения, возможностей удовлетворения потребностей населения в питьевой воде, соответствующей нормативным требованиям качества, надежности систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;
принятие решений на основании заключений органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора о временном запрещении или ограничении использования питьевой воды при наличии в ней опасных загрязнений и о мерах по восстановлению питьевого водоснабжения;
обеспечение населения своевременной и достоверной информацией о качестве подаваемой питьевой воды;
решение других вопросов питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.
Глава II. ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Статья 7. Система питьевого водоснабжения
(название статьи в ред. Закона ЧР от 23.10.2000 N 27)
Часть первая исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 27.
Перечень систем питьевого водоснабжения, как особо важных объектов жизнеобеспечения, которые должны находиться только в собственности Чувашской Республики либо собственности муниципальных образований, определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Статья 8. Централизованные системы питьевого водоснабжения
Централизованные системы питьевого водоснабжения являются основными в обеспечении бесперебойного режима подачи питьевой воды потребителям и относятся к особо важным объектам жизнеобеспечения городов и иных поселений. Собственники централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляют эксплуатацию систем самостоятельно либо на основе договоров передают их юридическим лицам. Согласованная эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении двух и более юридических лиц, осуществляется в соответствии с настоящим Законом и в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем, обязаны:
выполнять все технологические условия для подачи потребителям питьевой воды, отвечающей нормативным требованиям по всем показателям, и осуществлять производственный контроль качества питьевой воды;
обеспечивать режим бесперебойной подачи питьевой воды в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения и предприятий пищевой промышленности, кроме случаев проведения регламентных работ;
не допускать, когда это влечет нарушение режима бесперебойного обеспечения питьевой водой населения, подачу питьевой воды для производственных нужд предприятий, технологические процессы которых не требуют использования питьевой воды.
Статья 9. Нецентрализованные и автономные системы питьевого водоснабжения
Нецентрализованные и автономные системы питьевого водоснабжения применяются для обеспечения питьевой водой граждан и юридических лиц при отсутствии централизованных систем водоснабжения. Требования к выбору источников питьевого водоснабжения для нецентрализованных систем питьевого водоснабжения устанавливаются санитарными правилами.
Собственники нецентрализованных систем питьевого водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, обязаны поддерживать системы в состоянии, обеспечивающем получение питьевой воды в соответствии с нормативными требованиями качества, а также осуществлять контроль качества питьевой воды и своевременно информировать потребителей о результатах контроля.
Собственники автономных систем питьевого водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, самостоятельно решают вопросы обеспечения исправности систем и контроля за качеством воды.
Статья 10. Обеспечение развития питьевого водоснабжения
Развитие питьевого водоснабжения обеспечивается реализацией федеральных, республиканских и местных программ питьевого водоснабжения населения. Питьевое водоснабжение подлежит обязательному включению в планирование социально-экономического развития территорий Чувашской Республики. Проектирование, строительство и реконструкция централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения осуществляются в соответствии с расчетными показателями генеральных планов развития территорий, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, санитарными правилами и нормами, утверждаемыми специально уполномоченными государственными органами. При проектировании и строительстве централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения обязательно учитываются требования обеспечения надежности указанных систем, включая резервные источники питьевого водоснабжения, при воздействии на них дестабилизирующих факторов природного (оползни, подтопления, истощение водоносного горизонта и иные) и антропогенного происхождения и прогноз вероятного изменения качества питьевой воды в результате влияния природных и антропогенных факторов среды на водосборную территорию источника водоснабжения.
Статья 11. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 27.
Статья 12. Финансирование питьевого водоснабжения
Источниками финансирования питьевого водоснабжения являются:
средства от платы пользователей и потребителей за питьевое водоснабжение;
средства федерального бюджета для реализации мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития и улучшения систем питьевого водоснабжения;
средства республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов;
средства долевых взносов граждан и (или) юридических лиц на развитие питьевого водоснабжения и иных источников.
Для целевого использования работ по развитию систем питьевого водоснабжения и получению питьевой воды могут создаваться территориальные внебюджетные фонды. Решение об их создании, источниках поступления средств и их расходовании принимаются органами государственной власти Чувашской Республики или органами местного самоуправления.
Статья 13. Тарифы на услуги по водоснабжению
Тарифы на услуги по водоснабжению устанавливаются органами местного самоуправления по предложению организаций питьевого водоснабжения, исходя из принципа компенсации затрат на:
оплату за пользование водными объектами - источниками питьевого водоснабжения;
получение питьевой воды и подачу ее до пользователей, потребителей;
выполнение необходимого комплекса работ, обеспечивающих бесперебойность функционирования систем, их защиту и санитарную охрану;
возмещение расходов, связанных с развитием и реконструкцией систем питьевого водоснабжения.
Статья 14. Государственная поддержка в области питьевого водоснабжения
Государственная поддержка в виде предоставления льготных кредитов, налоговых и иных льгот направлена на использование технологий по получению питьевой воды, а также на предоставление потребителям гарантий бесперебойного режима подачи питьевой воды в соответствии с нормативными требованиями качества и нормами питьевого водообеспечения.
Предоставление льготных кредитов, налоговых и иных льгот для собственников централизованных систем питьевого водоснабжения поселений, организаций питьевого водоснабжения, а также организаций, производящих оборудование, материалы и реагенты для нужд питьевого водоснабжения, осуществляется в установленном законом порядке.
Глава III. ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ
Статья 15. Государственные гарантии обеспечения населения питьевой водой
Государство создает условия для обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой, соответствующей нормативным требованиям качества.
Удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах проживания осуществляется мерами, направленными на развитие централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, созданием резервных систем питьевого водоснабжения, а также государственной поддержкой, регулированием, контролем и надзором питьевого водоснабжения в соответствии с настоящим Законом.
Статья 16. Обеспечение качества питьевой воды
Качество питьевой воды, получаемой потребителями, должно соответствовать нормативным требованиям качества и обеспечивается:
выбором источника питьевого водоснабжения и соответствующей технологии обработки воды;
контролем (в том числе автоматизированным) качества воды в источнике;
использованием оборудования, материалов, реагентов, применяемых в системах питьевого водоснабжения при наличии на них соответствующих сертификатов, подтверждающих их безопасность и безвредность для человека;
осуществлением регулярного производственного контроля за качеством питьевой воды по метрологически аттестованным и стандартизованным методикам лабораториями организаций питьевого водоснабжения, аттестованными или аккредитованными в установленном порядке (контроль за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемых организациями, не имеющими собственных лабораторий, могут осуществлять на договорной основе другие лаборатории, аккредитованные в установленном порядке);
установлением и пересмотром на основе новых научных данных нормативных требований к качеству питьевой воды и источникам питьевого водоснабжения не реже одного раза в пять лет;
охраной источников и систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения (установлением зон санитарной охраны и иных видов охраны от загрязнения питьевой воды);
разработкой типовых и рабочих программ и правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий;
введением органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора временного усиленного режима контроля за качеством питьевой воды при наличии угрозы здоровью людей вследствие опасности ухудшения качества питьевой воды.
Статья 17. Государственный контроль, надзор и учет в области питьевого водоснабжения
Государственный надзор, контроль и учет осуществляются специально уполномоченными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Статья 18. Охрана источников и систем питьевого водоснабжения
Охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и достигается выполнением санитарных, экологических и иных требований и мероприятий по предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием зон санитарной охраны источников и систем (централизованных и нецентрализованных) питьевого водоснабжения и соблюдением режима, предусмотренного для этих зон.
Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех источниках и водопроводных сооружениях централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения независимо от форм собственности для предотвращения ухудшения качества воды в источниках и охраны водопроводных сооружений от загрязнения.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов для источников централизованного питьевого водоснабжения, в составе одного пояса - для водопроводных сооружений, расположенных вне территорий водозаборов, а также нецентрализованных источников (колодцев, каптажей родников), для водопроводов организуется санитарно-защитная полоса.
На территории зон санитарной охраны устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Выполнение комплекса мероприятий и соблюдение режима в зонах санитарной охраны возлагается: в пределах первого пояса - на органы коммунального хозяйства или других владельцев источников питьевого водоснабжения и водопроводов за счет средств, предусмотренных на их строительство и эксплуатацию, в пределах второго и третьего поясов - на владельцев объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников питьевого водоснабжения, за счет средств, предусмотренных на их эксплуатацию, а при проектировании и организации зон санитарной охраны коммунальных водопроводов и источников питьевого водоснабжения - из средств местных и республиканских бюджетов.
Надзор за выполнением комплекса мероприятий и соблюдением режима в зонах санитарной охраны осуществляют органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления могут принимать решения о дополнительных мерах охраны источников и систем питьевого водоснабжения для предупреждения загрязнения.
Статья 19. Гарантии обеспечения питьевой водой при нарушении функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения
В случаях нарушения функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, повлекших нарушение установленного режима подачи питьевой воды потребителям и (или) несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным нормативным требованиям, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, собственники систем, организации питьевого водоснабжения обязаны принять меры по подаче питьевой воды потребителям в количестве, установленном нормами питьевого водообеспечения для таких ситуаций, используя: резервные источники и системы питьевого водоснабжения, бытовые и групповые технические средства очистки и обеззараживания воды, поставку питьевой воды в расфасованном виде или ее доставку в емкостях (цистернах) для группового использования.
Статья 20. Гарантии обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях
Организация обеспечения населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях (авариях, катастрофах, либо стихийных бедствиях, повлекших загрязнение источников водоснабжения, повреждение систем очистки и обеззараживания воды, систем водоснабжения и, как их следствие, отсутствие питьевой воды в поселении на время более суток) осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, Чувашской Республики и органами местного самоуправления.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций в области питьевого водоснабжения, разработка мер по нормированному обеспечению потребителей питьевой воды при чрезвычайных ситуациях и их реализация (определение дополнительных источников водоснабжения, наличие резервных сооружений и устройств для забора и подачи воды, наличие нормативного запаса материалов, оборудования и техники для восстановления систем питьевого водоснабжения либо доставка питьевой воды населению) осуществляется органами местного самоуправления совместно с органом управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Чувашской Республики, а также организациями питьевого водоснабжения.
Финансирование расходов по нормированному обеспечению населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях осуществляется за счет средств, предусматриваемых федеральным бюджетом, республиканским бюджетом Чувашской Республики и местными бюджетами на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Статья 21. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 27.
Статья 22. Информация по вопросам питьевого водоснабжения
Организации питьевого водоснабжения и органы, осуществляющие надзор за соответствием качества питьевой воды установленным нормативным требованиям, обязаны не реже одного раза в месяц информировать потребителей питьевой воды о соответствии ее нормативам качества.
В случаях выявления несоответствия качества питьевой воды нормативным требованиям, которые могут повлечь угрозу состоянию здоровья людей, собственники систем питьевого водоснабжения, организации водоснабжения и органы, осуществляющие надзор за соответствием качества питьевой воды нормативным требованиям, обязаны немедленно информировать об этом потребителей питьевой воды с указанием сроков устранения выявленного несоответствия, а также о мерах предосторожности (способах дополнительной обработки воды либо о месте и времени отпуска питьевой воды, отвечающей нормативным требованиям).
Информирование о качестве питьевой воды осуществляется в обязательном порядке средствами массовой информации или иным способом по представлению органов, осуществляющих надзор за качеством питьевой воды.
Информирование о возможных перебоях в подаче питьевой воды потребителям осуществляется в обязательном порядке организациями питьевого водоснабжения и органами жилищно-коммунального хозяйства через средства массовой информации или иным способом.
Статья 23. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 27.
Статья 24. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 27.
Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Юридические лица и граждане за нарушение настоящего Закона несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Чувашской Республики Н.Федоров