НЕ ТОЛЬКО НЕФТЬЮ И АЛМАЗАМИ
Вот сейчас, когда читатель знакомиться с этими строками, на юге Чувашии, неподалеку от села Порецкое, на глубине свыше сорока метров горный комбайн начинает проходку гипсовой толщи. Но поверхность будут подняты первые промышленные кубометры. То есть сегодня мы можем детально и уверенно говорить не только о том, что Чувашия возрождает промышленность, но и открывает новую её отрасль – горнорудную.
А ведь этой истории свыше пятидесяти лет. Еще в 1947 году, подводя итоги геологических исследований на юге Чувашии, начальник экспедиции Горьковской геологоразведочной партии Кондратенко оценивала прогнозные ресурсы Порецко - Анастасовского месторождения гипса почти в три миллиарда кубометров, ангидрита – 756 млн. куб. м, и доломита – 832 млн. Богатство это не было востребовано. Причина, на мой взгляд, не только в том, что при планово – распределительной системе ведения народного хозяйства Советского Союза не могло быть и речи о самостоятельном развитии регионов. Хотелось бы обратить внимание на укоренившееся представление – которыми, кстати, и сегодня руководствуются промышленники, потенциальные инвесторы, - о полезных ископаемых. Весьма узок круг ресурсов наших недр, в разработку которых считается приличным вкладывать средства. Ну, нефть с газом, ну, алмазы, ну, редкоземельные металлы.
Согласен: и то и другое дает быструю отдачу вложенных денег. Но пусть не столь скорую, но не меньшую прибыль может дать многое из того, чем богаты недра матушки – Земли.
К примеру, немцы еще в девятнадцатом веке сообразили, что подземные источники с минерализованной водой из артезианских скважин в местечке Ноен могут стать основой развития не только города, но и в целом промышленности. В 1913 году на экспорт шло уже 40 млн. бутылок в год. Сегодня вода отсюда экспортируется в более чем пятдесят стран мира.
Представляется, что сегодня нам необходимо поменять многое в своих представлениях о богатстве недр, подойти к ним с более хозяйственным взглядом. Не боясь показаться нескромным, скажу: так, как это делается в Чувашии с приходом к руководству республикой Президента Николая Федорова. Хорошо всем известные ресурсы приобрели динамику развития, стали востребованными. Многие предприятия как бы «вдруг» обнаружили, что на их территориях, на глубине в пределах ста метров, залегают весьма крупные линзы минерализованных вод – источник здоровья для людей и прибыли для фирмы. Сегодня местная минеральная вода десятка производителей – в обязательном ассортименте сети торговли и общественного питания.
Какой регион не занимается производством собственных строительных материалов! Но в Чувашии геологи очертили для производственников карьеры с залежами глины юрского периода, замечательной по своим физико – механическим и минералогическим свойствам. То есть при изготовлении из такой глины керамических изделий – кирпича, в частности, - существенно сокращаются производственные расходы, повышается качество. Не случайно кирпич из Чувашии с успехом «экспортируется» в соседние Татарстан, Нижегородскую и Ульяновскую области.
Сегодня инвесторы проявляют практический интерес и к другому известному и крупному ресурсу республики – Баевскому месторождению кварцевого песка. Это – в Алатырском районе. Месторождение по - своему уникальное: в песку менее 0,2% окислов железа. Для стекольного производства это подлинный клад, по своему финансовому резерву не уступающий нефтяной скважине.
На очереди – я уверен в этом – и разработка кремнистых, цеолитсодержащих пород (трепелов с запасом 57 млн. кубометров). Кстати недавно завершена работа по технико – экономическому обоснованию их запасов.
У хорошего хозяина каждый гвоздь при деле. Что необходимо, чтобы реализовать хозяйственный подход к собственным ресурсам? В первую очередь, конечно, желание. Но – и крупные финансовые вложения, инвестиции. Вот почему в начале статьи и было упомянуто, что именно с Президентом Федоровым эти процессы в Чувашии приобрели динамику. Его личный авторитет бывшего Министра юстиции Российской Федерации, созданный в республике привлекательный инвестиционный климат стали основой реализации многих дремавших проектов. Ведь разработка того же гипсового месторождения – это проект стоимостью в сотни миллионов рублей. Конечно, только силами Чувашской Республики его было бы не вытянуть.
В Чувашии нет гор, как следствие нет редких минералов. Но есть открытый два года назад геологический музей, где все они представлены в самом широком спектре. Музей – крупнейший в Поволжье. Его основой стала коллекция минералов, которую долгие годы собирал заслуженный строитель России, Лауреат Государственной премии Российской Федерации Н. Андрбаев. Коллекция замечательная, слов нет. Но коллекция – еще не музей. Чтобы появилось здание, стеллажи, штат сотрудников – руку приложили два бывших министра природных ресурсов РФ – В.П. Орлов и Б.А. Яцкевич. Казалось бы. Зачем в республике, где нет яшмы, Президенту заниматься организацией музея, где можно увидеть эту яшму? За два года музей посетили более двадцати тысяч человек – в основном учащиеся школ Чувашии. В здании музея есть учебный класс, где часами идут – нет, не лекции – увлекательные беседы о волшебных минералах, о таинствах недр земли.
- Через любовь к камню, - сказал при открытии музея Н.В. Федоров – я, как президент, рассчитываю, что мы откроем для подрастающего поколения новую большую страницу знаний, мир путешествий и открытий, воспитаем новые поколения геологов.
Музей стал составной частью формирования новых подходов к пониманию того, чем мы владеем, так ли мы бедны, как принято об этом думать.
Вернемся к рассказу о гипсе.
Когда был найден инвестор и решался вопрос о практической разработке, предстояло рассмотреть два варианта: карьерный метод и шахтный. Первый, безусловно, дешевле: серией взрывов проводятся вскрышные работы – и приступай непосредственно к добыче. Но надо хоть раз видеть Порецкий район, чтобы без обсуждения отказаться от этого варианта. Редкие по красоте места! Переходя одна в другую, единой улицей протянулись деревни Бахмутово, Анастасово. Тихо петляет в ложбинах речушка Меня. При карьерных работах все это, конечно, потеряло бы свое очарование, покрылось грязно – серым налетом, и не исключении, что жители вынуждены были бы покинуть эти места. Шахтный метод более гуманный, но и более дорогой.
Разведка месторождения кроме радостных сведений, подтвердивших его буквально огромные запасы, принесла и неприятные известия. Над толщей гипса расположена крупная линза подземных вод. Как показали расчеты, по диаметру шахтного ствола расход был бы 23 куб. м воды в час. При проходке пришлось замораживать этот участок, что существенно повысило стоимость работ. Рассказывая этот эпизод из биографии акционерного общества «ГиПор», я хотел подчеркнуть, что вопросы экологической безопасности постоянно были едва ли не на первом плане, несмотря на то что порой приходилось идти на весьма существенные дополнительные затраты. Но вот все треволнения позади. За два с половиной года пройден путь от первого ковша вынутого грунта до промышленной выработки. Пока реализуется сырой гипс. Но в плане уже строительство цеха вяжущих. Гипс будет перерабатываться на месте.
Большая часть его, конечно, пойдет в строительный комплекс. Известно, что гипс – экологически чистый материал, в этом он, безусловно, превосходит бетон и кирпич, по некоторым параметрам даже древесину. Идеально выглядят стены, облицованные гипсокартонном, навесные потолки, самонивиелирующиеся заливные полы. Но особенно можно ощутить преимущества гипса на строительстве низкоэтажных жилых зданий.
Еще в конце восьмидесятых годов в порядке эксперимента в Чувашии было решено поставить ряд двухквартирных домов. Тогда результаты просто ошеломили строителей.
Велось строительство в сельской местности, что всегда сопряжено с использованием большого количества разнообразной техники. Здесь же технология была иная. Непосредственно на строительной площадке организовывался миниатюрный цех по производству вяжущих. Гипсовый раствор с необходимыми добавками насосами подавался в стеновую опалубку. И это – все. То есть средства экономились буквально на каждом шагу. Плотность гипса меньше, чем у бетона, чем у кирпича. Естественно здание получалось легче, что сразу сказалось на стоимости фундамента. И таких примеров можно привести действительно множество.
Недавно после длительного перерыва я вновь побывал там. Домам этим почти полтора десятка лет. Никаких конструктивных нарушений за это время не произошло. Через дорогу – тоже двухквартирные жилые дома, но собранные из железобетонных панелей. В ходе обмена мнениями соседи делятся между собой достоинствами и недостатками. В домах из панелей, случалось, отсыревали верхние углы, отслаивались обои. Ничего такого в домах из гипса не происходило. Люди довольны своим жильем, говорят: «Стены у нас дышат».
Ну, а кроме того, как широко известно, гипс – замечательное удобрение для почвы, он обогащает ее кальцием и серой, в чем особенно нуждаются зернобобовые культуры – основа развития животноводства.
Словом, не только нефть и газ, алмазы и изумруды в состоянии развивать экономику.
Я глубоко убежден в том, что в сегодняшних условиях в каждом регионе геологи в состоянии заявить о многих резервах, ждущих разработки. Важно находить взаимопонимание с властями, получать их поддержку.
В Чувашии такой подход является стратегическим. Об этом говорят не только перечисленные выше факты, но и то, что темпы развития производства здесь выше общероссийских.