10:20 Государственная кадастровая оценка земель поселений Чувашской Республики
3 марта 2003 года в Доме печати состоялась совместная пресс-конференция министра природопользования и земельных ресурсов Чувашской Республики Сергея Дринева и руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Чувашской Республике Федеральной службы земельного кадастра России Валерия Егорова на тему «О государственной кадастровой оценке земель поселений Чувашской Республики»
Сергей Дринев рассказал об организации и проведении работ по государственной кадастровой оценке земель всех категорий, выполнение которых возложено на Министерство природопользования и земельных ресурсов Чувашской Республики в соответствии с республиканскими целевыми программами «Развитие земельной реформы в Чувашской Республике на 2000-2002 годы» и «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на 2003-20007 годы». Работы по государственной кадастровой оценке земель всех категорий выполнялись Федеральным государственным унитарным предприятием «Чувашское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие». Методика проведения работ позволяет определить удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель. Удельные показатели кадастровой стоимости земель служат основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков. В 2001 году были начаты, а в 2002 году завершены работы по государственной кадастровой оценке земель поселений (ГКОЗП) Чувашской Республики, результаты которых были утверждены на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики в 2003 году. Кроме того, в республике в 2002 году были утверждены результаты государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий Чувашской Республики.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется с учетом: - уровня рыночных цен, ставок арендной платы за земельные участки в границах поселений (принимается во внимание как застроенные, так и незастроенные земельные участки) и иной информации об объектах недвижимости; - площади земельного участка; - вида территориальной зоны и вида функционального (разрешенного) использования земельного участка; - факторов местоположения; - состояния окружающей среды.
Государственная кадастровая оценка земель поселений проводилась по двум технологическим линиям: по первой - были оценены земли поселений с численностью населения более 10 тыс. человек (города и пгт Кугеси и Вурнары), по второй - земли поселений с численностью населения менее 10 тыс. человек (все остальные населенные пункты). После автоматизированной обработки собранной информации была проведена кластеризация, т.е. все районы были объединены в 4 кластера: Кластер 1 – Чебоксарский район; Кластер 2 – Аликовский, Батыревский, Канашский, Комсомольский, Моргаушский и Яльчикский районы; Кластер 3 – Вурнарский, Козловский, Мариинско-Посадский, Цивильский и Ядринский районы; Кластер 4 – Алатырский, Ибресинский, Красноармейский, Красночетайский, Порецкий, Урмарский, Шемуршинский, Шумерлинский и Янтиковский районы. В результате автоматизированной обработки материалов были получены кадастровые стоимости земель по 14 видам функционального использования земель, предусмотренных техническими указаниями по ГКОЗП.
Об использовании полученных результатов работ по государственной кадастровой оценке земель поселений рассказал Валерий Егоров. При этом он отметил, что кадастровая стоимость земель по каждому поселению (кадастровому кварталу) определена в рублях за 1 кв. м. и наиболее важными с точки зрения сбора земельных платежей являются земли поселений. Проектом второй части Налогового кодекса Российской Федерации рекомендовано, что ставки земельного налога устанавливаются представительным органом местного самоуправления в размере от 0,1% до 2 % от кадастровой стоимости земельного участка. Результаты опытных работ по государственной кадастровой оценке земель показывают, что установление ставки земельного налога на уровне 0,5% позволяет увеличить бюджетные поступления от налога на земли поселений в 1,4 раза. Следует отметить, что результаты государственной кадастровой оценки земель могут использоваться не только для целей налогообложения, но и при определенной доработке для иных целей: - установления стоимостной базы для расчета арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности; - установления минимальной выкупной цены в случаях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд; - установления стоимости земельного участка в случаях ипотечного кредитования физических и юридических лиц; - информационной поддержки рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг; - установления стартовой цены земельного участка в случае его продажи на аукционах и конкурсах; - принятия эффективных градостроительных и инвестиционных решений; осуществления эффективного управления земельными ресурсами и недвижимостью в целом. ГКОЗП прошла экспертизу в Федеральном кадастровом центре «Земля» и Федеральной службе земельного кадастра России.
В 2003 году планируется завершить и утвердить на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики результаты государственной кадастровой оценки земель: сельскохозяйственного назначения (несельскохозяйственные угодья), садоводческих товариществ, особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики и начать работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности.