Законодательная ложка дёгтя
22 августа нынешнего года Президент России подписал очередной непопулярный закон, который вносит изменения в законодательные акты, регулирующие отношения в области природопользования и охраны окружающей среды. Каждое такое изменение стало «ложкой дегтя», существенно ограничившей полномочия субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и управления природопользованием. В связи с этим 23 сентября в Чебоксарах состоялось заседание Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга», на которое собрались руководители природоохранных органов из Астраханской, Волгоградской, Ульяновской, Кировской, Нижегородской, областей, Чувашской республики и Республики Марий-Эл. Кроме них в заседании Комитета участвовали специалисты Оренбургской, Пермской, Ярославской областей, Удмуртской республики, территориальных органов МПР, представители научных и общественных организаций, средств массовой информации.
С рассказом о принятых решениях и комментариями к новому закону на пресс-конференции, организованной Комитетом охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, выступил его руководитель, председатель Комитета по экологии ассоциации «Большая Волга» Николай Георгиевич СОКОЛОВ. По его сообщению, члены Комитета сошлись во мнении, что новый закон наносит серьезный удар по природоохранной деятельности, а сами изменения в законодательстве противоречат Конституции России и ведут к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Закон сосредотачивает все функции и полномочия в федеральных органах исполнительной власти, а местные природоохранные органы, муниципальные образования низводятся до роли пассивных наблюдателей, не способных принимать самостоятельные решения на земле, хозяевами которой являются. У субъектов федерации изымаются функции экологического контроля, они лишаются полномочий в предоставлении права на пользование недрами, проведения экологической экспертизы, отстраняются от управления лесами, от элементарного контроля над водными объектами, а численность федеральных инспекторов не позволит осуществлять реальный контроль за огромным количеством природопользователей. что безусловно, повысит экологическую напряженность в стране.
Выступавший привел такой пример: сегодня в Нижегородской области работают 29 федеральных контролеров и 69 областных. Сегодня областные инспектора проверяют около 1200 предприятий, федеральные - около 200. Этого уже мало. По новому закону контроль будут осуществлять 30 федеральных инспекторов. А в Нижегородской области 8 тысяч предприятий, которые надо проверять хотя бы раз в 2 - 3 года. Оставляет ли новый закон реальную возможность для таких проверок? Вопрос риторический.
То же самое можно сказать о проведении экологической экспертизы. По статье 9 Закона «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится совместно субъектом федерации и федеральными органами власти, но новый закон лишает субъекты Федерации этого права. Теперь каждая мелочь вроде согласования на размещение в сельской школе ртутных ламп потребует экологической экспертизы на федеральном уровне. А у представителей федеральных органов сил будет явно недостаточно для того, чтобы организовать дело быстро и оперативно - так, как этого требует закон.
Права экологического контроля, которые делегирует закон муниципальным органам, не подкреплены законодательно и финансово, а у самих муниципалитетов нет соответствующих лабораторий и оборудования, поэтому они уже сейчас готовы вернуть контрольные полномочия областному Комитету, заключив соглашение между ним и органами местного самоуправления. Еще один путь - заключение различных соглашений между Правительством Российской Федерации, отдельными министерствами и ведомствами и субъектом федерации о разделении полномочий, которое допускается российским законодательством. Работники комитета ищут возможности сохранения существующей системы областного экологического контроля и путем делегирования ему на местном уровне новых полномочий: в частности, контроля за экологическими нарушениями, не внесенными в федеральный административный кодекс.
Николай Георгиевич Соколов обратил внимание собравшихся на еще один важный вопрос, рассмотренный на заседании Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга», но упорно игнорируемый на федеральном уровне. Это вопрос о роли экологического образования и воспитания населения в сохранении окружающей среды. Практика показала, что пробелы в этом образовании приводят ко многим негативным моментам в системе отношений «человек - природа», и парадокс в том, что дети, получающие сегодня экологическое образование, оказываются гораздо грамотнее своих родителей в вопросах защиты окружающей среды. Тем не менее, на федеральном уровне экообразованию не уделяется должного внимания, хотя в развитых странах экология - обязательный компонент образовательных программ.
В сложившихся условиях Комитет по экологии Ассоциации «Большая Волга» ищет пути для смягчения негативных последствий изменений в законодательстве. Комитет решил обратиться в Государственную Думу и Совет Федерации РФ с предложением вернуть органам государственной власти субъектов РФ отнятые у них полномочия, в том числе по государственному экологическому контролю, и провести по данному вопросу парламентские слушания, а также подготовить обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
Об изменениях в государственной системе управления природопользованием и охраной окружающей среды рассказал на пресс-конференции В. В. Шишунов, и. о. руководителя Главного управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу. Он сообщил, что структура Министерства природных ресурсов включает в себя сегодня само министерство, федеральную службу по надзору в сфере природопользования, а также федеральные агентства лесного хозяйства, недропользования, водных ресурсов. Агентства будут заниматься разрешительной управленческой деятельностью в курируемой сфере. К примеру, агентство водных ресурсов осуществляет выдачу лимитов, лицензий на право пользования водными ресурсами, проведение паводковых попусков на реках, а также другие виды деятельности.
Контрольная, надзорная деятельность возложена на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования МПР. В субъектах Федерации на базе главных управлений образованы руководящие органы, которые будут заниматься надзорной контрольной деятельностью в сфере природопользования. А именно: надзор за ведением лесного хозяйства, правильным производством работ в сфере недропользования, работа с особо охраняемыми природными территориями, выдача разрешений на деятельность в этих объектах, выдача лицензий и разрешений на охоту и т. д.
Общая численность занятых в контрольно-надзорной службе будет сокращена вдвое. Если в среднем в субъектах РФ численность надзорной службы составляла 100-110 человек, то сегодня максимальный состав этой службы - в Башкортостане 44 человека, в Нижегородской области - 41. При этом помимо функций по контролю за работой с отходами производства, работой по охране атмосферного воздуха, все остальные контрольные функции, которые были возложены на министерство, остаются за этими подразделениями и их инспекторами в субъектах РФ.