Второе чтение нового лесного кодекса откладывается на следующий год
В трудной и затяжной борьбе против непродуманных и опасных вариантов лесного кодекса, которые с упорством, достойным лучшего применения, раз за разом предлагало обществу ведомство Грефа, одним из самых больших опасений последнего времени было именно то, что власти попытаются устроить вторые чтения в Госдуме под самый занавес года. То есть тогда, котла предпраздничная суета охватит страну, и под шумок можно будет протащить столь резко критикуемый всем обществом законопроект. Но, слава Богу, кажется, эта опасность миновала; как удалось выяснить, в календарном плане Государственной Думы на декабрь 2005 рассмотрение проекта нового Лесного кодекса Российской Федерации проекта федерального закона о введении Лесисто кодекса не значится!
Это очень большая победа российского, гражданского общества и российских лесных специалистов. По изначальному замыслу разработчиков нового кодекса, он должен был вступить в силу с начала 2004 года; затем его планировали ввести в действие с начала
Тем не менее, основные недостатки проекта сохранились. Он по-прежнему не предусматривает существования государственных органов лесного хозяйства. На местном уровне (лесхозов и лесничеств) и не разъясняет, что же именно должно прийти на смену этим органам, он фактически ликвидирует защитный статус лесов первой группы, открывая возможности их застройки и неограниченной рубки, он ликвидирует какие-либо возможности учитывать социальную роль лесопользователей при предоставлении лесных участков в аренду; и т. д. Количество недостатков проекта до сих пор очень велико, до сих пор не ясно, какие именно предложения по их исправлению будут рекомендованы думской рабочей группой «принятию, а какие не будут. В настоящее время сколько-нибудь»; ясная позиция по этому поводу у думской рабочей группы отсутствует.
Тот факт, что новый Лесной кодекс откладывается, не может не радовать – это дает надежду на то, что у думской рабочей группы будет дополнительное время, на то, чтобы, прислушаться к комментариям специалистов. Кроме того, приближаются очередные федеральные выборы, есть надежда, на то, что власть просто не решится принимать закон, «социальная цена» которого — появление от двухсот до пятисот тысяч новых безработных, главным образом – в лесных деревнях и поселках, где найти работу, не связанную с лесом, чаще всего невозможно. А тот факт, что принятие нового кодекса приведет к самой большой с начала 90-х потере рабочих мест в российской Леной отрасли, сомнений практически ни у кого не вызывает.
Впрочем, многие лесные специалисты России считают, что проект нового Лесного кодекса – настолько убогий, что никакими поправками его не исправить. В самом деле, «менеджеры широкого профиля», а попросту говоря, лесные неучи, разработали аж 26 вариантов Лесного кодекса, и все негодные. Вот лесные специалисты и говорят: для того, что бы получить нормальный закон его надо создавать заново. С этим мнением трудно не согласиться. Однако если это им не дадут сделать, надо твердо и последовательно добиваться внесения в проект тех поправок, которые сделают его менее разрушительным для российских лесов и лесного хозяйства. И то, что рассмотрение кодекса опять откладывается, дает надежду, что такие поправки в проект будут внесены.