Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Второе чтение нового лесного кодекса откладывается на следующий год

В трудной и затяжной борьбе против непродуманных и опасных вариантов лесного кодекса, которые с упорством, достойным лучшего применения, раз за разом предлагало обществу ведомство Грефа, одним из самых больших опасений последнего времени было именно то, что власти попытаются устроить вторые чтения в Госдуме под самый занавес года. То есть тогда, котла предпраздничная суета охватит страну, и под шумок можно будет протащить столь резко критикуемый всем обществом законопроект. Но, слава Богу, кажется, эта опасность миновала; как удалось выяснить, в календарном плане Государственной Думы на декабрь 2005 рассмотрение проекта нового Лесного кодекса Российской Федерации проекта федерального закона о введении Лесисто кодекса не значится!

Это очень большая победа российского, гражданского общества и российских лесных специалистов. По изначальному замыслу разработчиков нового кодекса, он должен был вступить в силу с начала 2004 года; затем его планировали ввести в действие с начала 2005 г., затем – с начала 2006. Лишь благодаря тому, что кодекс столкнулся с активным противодействием со стороны практически всех заинтересованных сторон общественности, работников лесного хозяйства, лесопромышленников, лесной науки, региональных и местных администраций, – процесс затормозился, а разработчикам пришлось пойти на некоторые изменения проекта. Была исключена радикальная идея немедленной приватизации всех арендных участков, смягчены, нормы, позволяющие закрывать леса для доступа граждан, сохранены основы для существования особо охраняемых природных территорий, изменены требования к лесной декларации и внесены некоторые другие довольно важные изменения.

Тем не менее, основные недостатки проекта сохранились. Он по-прежнему не предусматривает существования государственных органов лесного хозяйства. На местном уровне (лесхозов и лесничеств) и не разъясняет, что же именно должно прийти на смену этим органам, он фактически ликвидирует защитный статус лесов первой группы, открывая возможности их застройки и неограниченной рубки, он ликвидирует какие-либо возможности учитывать социальную роль лесопользователей при предоставлении лесных участков в аренду; и т. д. Количество недостатков проекта до сих пор очень велико, до сих пор не ясно, какие именно предложения по их исправлению будут рекомендованы думской рабочей группой «принятию, а какие не будут. В настоящее время сколько-нибудь»; ясная позиция по этому поводу у думской рабочей группы отсутствует.

Тот факт, что новый Лесной кодекс откладывается, не может не радовать – это дает надежду на то, что у думской рабочей группы будет дополнительное время, на то, чтобы, прислушаться к комментариям специалистов. Кроме того, приближаются очередные федеральные выборы, есть надежда, на то, что власть просто не решится принимать закон, «социальная цена» которого — появление от двухсот до пятисот тысяч новых безработных, главным образом – в лесных деревнях и поселках, где найти работу, не связанную с лесом, чаще всего невозможно. А тот факт, что принятие нового кодекса приведет к самой большой с начала 90-х потере рабочих мест в российской Леной отрасли, сомнений практически ни у кого не вызывает.

Впрочем, многие лесные специалисты России считают, что проект нового Лесного кодекса – настолько убогий, что никакими поправками его не исправить. В самом деле, «менеджеры широкого профиля», а попросту говоря, лесные неучи, разработали аж 26 вариантов Лесного кодекса, и все негодные. Вот лесные специалисты и говорят: для того, что бы получить нормальный закон его надо создавать заново. С этим мнением трудно не согласиться. Однако если это им не дадут сделать, надо твердо и последовательно добиваться внесения в проект тех поправок, которые сделают его менее разрушительным для российских лесов и лесного хозяйства. И то, что рассмотрение кодекса опять откладывается, дает надежду, что такие поправки в проект будут внесены.

 

 



"Лесная газета"
14 декабря 2005
00:00
Поделиться