Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

О проблеме отходов в газете «МК в Чебоксарах»

Московский комсомолец в Чебоксарах

13-20 декабря, № 50 (451).

Деньги на мусор

Кому выгодно строительство завода по переработке отходов?

Завод по переработке твердых бытовых отходов с последующей генерацией электричества и тепла  планируют построить на месте нынешней чебоксарской свалки. Потенциальных инвесторов — представителей Европейского консорциума ReCycled Refuse International Limited — свалка в Новоюжном микрорайоне столицы Чувашии очень заинтересовала: столько мусора они еще нигде не видели.

Европейской консорциум ReCycled Refuse International Limited включает в себя несколько компаний, которые занимаются очисткой сточных вод, эксплуатацией электростанций, разработкой и поставкой агрегатов для накопления и хранения пара. Прибывшие в Чебоксары из Великобритании гости успели посетить свалку и линию по мусоросортировке твердых бытовых отходов и обсудить вопрос возможного строительства завода — аналога британского завода по переработке твердых бытовых отходов.

Стоимость проекта, который намереваются реализовать в Чебоксарах, — 84 млн. долларов. По словам экспертов, это будет “экономически чисто и экологически выгодно”. Планируется, что прибыль будет получена сразу по двум статьям: от переработанных материалов и от продажи произведенной энергии. Для работы завода необходимо как минимум 300 тысяч тонн отходов в год. Чебоксарцы пока вырабатывают ежегодно лишь 180 тонн твердого мусора. Однако городская свалка имеет большой потенциал: недостаток отходов будет возмещен мусором прошлых лет. В будущем планируется использовать отходы биологических очистных сооружений, молочной и спиртоперерабатывающей промышленности.

Еще один немаловажный вопрос — тарифы на вывоз  мусора. Скорее всего, после того, как завод запустят, они возрастут в три-четыре раза. Энергия для работы автоклава и других мощностей будет производиться на самом заводе. На первом этапе инвесторы планируют заняться пластиком: его будут очищать и использовать как вторичное сырье. Кроме того, на заводе будет использована технология переработки опасных и вредных веществ.

Необходимость строительства в Чебоксарах мусороперерабатывающего завода возникла не на пустом месте. Свалка настолько исчерпала свои мыслимые и немыслимые возможности, что дальнейшее бездействие может привести к тому, что жильцы близлежащих поселков должны будут попросту покинуть свои дома. Специалисты давно бьют тревогу по этому поводу: груда мусора угрожает почвенному грунту и подземным водам.

Ксения АРХИПОВА.

 

 

За бугром

В японских гаванях насыпаны целые “острова” из гор бытовых отходов. Основополагающее требование для таких свалок, или, как их стали называть, мусорных полигонов - захороненные отходы не должны вступать в контакт ни с поверхностными или подземными водами, ни с воздухом. Для этого их располагают на возвышенностях и местах с глубоким залеганием грунтовых вод. Дно свалок покрывается непроницаемым для воды материалом -- глиной или пластиком. На случай, если вода все же попадет внутрь свалки, оборудуется система коллекторов, через которую бы стекал фильтрат, подвергающийся затем соответствующей очистке.

Из 6000 городских свалок в США, куда сбрасывается свыше 100 млн тонн твердых бытовых отходов в год, 3/4 не изолированы, 9/10 не имеют системы сбора фильтратов, 7/10 не оборудованы системой колодцев для контроля за грунтовыми водами.

 

 

Сортировка

На мусоросортировочной линии находят товары из секс-шопов

В настоящее время единственным местом в Чебоксарах, где сортируют мусор и находят ему дальнейшее применение, является мусоросортировочная станция, которая была запущена в мае нынешнего года. Она располагается на окраине города — на Марпосадском шоссе. Корреспонденты «МК» в Чебоксарах» побывали на станции и увидели все своими глазами.

Ежедневно здесь принимают восемь мусоровозов, это примерно 210 уличных контейнеров уплотненного мусора. Среди всего прочего иногда попадаются и «безделушки интимного характера» — товары секс-шопов. Процент сортировки вторичного сырья составляет 35-40%. Оставшийся мусор вывозят на полигон. Всего в работе станции задействовано 35 человек.

Следует отметить, что процесс сортировки не только трудоемкий, но и мало доходный. Поэтому здание станции было решено отапливать собственными силами — сжигая ветки, а также деревянные ящики из-под фруктов и овощей с центрального рынка, которые сюда привозят в большом количестве. Экономия — почти миллион рублей в год.

Рабочий день сортировщиков мусора начинается в восемь утра. Отходы поступают в аппарат под названием “Грохот”, где происходит встряска мусора. У каждого из 18 сортировщиков — своя задача: один собирает в свой бак только пластик, другой — жестяные банки, третий — текстиль и так далее.

 

Картон и бумажные материалы здесь прессуют, для того чтобы отправить на целлюлозные заводы в близлежащие регионы. Пластик в сжатом виде собирают в упаковки и тоже передают в «заботливые руки», которые позже из бутылок из-под лимонада сделают нетканые полотна, в том числе — строительный бинт. Единственный продукт, который изготавливают непосредственно на чебоксарской сортировочной линии, — тротуарная плитка, состоящая на 70% из песка и на 30% — из полимера. Один квадратный метр такой плитки стоит 210 рублей, это гораздо дешевле любой другой.

Работу сортировщиков значительно облегчила бы система раздельного сбора мусора. Но у жителей Чувашии это пока плохо получается. На улицах Новочебоксарска, к примеру, стоят контейнеры для стеклотары, но люди бросают туда все подряд. А вообще для того, чтобы осуществлять раздельный сбор мусора, дома необходимо иметь как минимум пять пакетов для сортировки. Но достижения в этой сфере все же есть: многие магазины города сортируют остаточный материал — картон и пленку складывают отдельно.

Как признался директор некоммерческого партнерства «Экология», которое организует работу станции, Сергей Лебедев, на самом деле сортировка мусора приносит мало прибыли. Кроме того, за свой нелегкий труд никаких дотаций от государства линия не получает. Другое дело, что их труд признают на российском уровне: совсем недавно в Кремле Сергея Николаевича наградили знаком «За достижения по охране окружающей среды».

Что из чего можно сделать?

Из измельченных бумаги и картона делают различную бумажную продукцию или используют как изоляционный материал.

Стекло дробят, плавят и делают новую стеклянную тару или используют вместо песка и гравия при производстве бетона и асфальта.

Пластмассу переплавляют и изготавливают из нее «синтетическую древесину» - материал для различных ограждений, настилов, столбов, перил.

Резину измельчают, добавив специальный полимер, получают материал, схожий с исходной резиной или пластмассами.

Текстиль измельчают и используют для придания прочности бумажной продукции.

 Ксения АРХИПОВА

 

 

Шведская модель

Шведы могут научить чувашских бизнесменов зарабатывать на мусоре

В мае нынешнего года Чувашию посетила делегация Швеции. На встрече с полномочным министром посольства господином Ларс-Гуннаром Вигемарком Николай Федоров сказал: "Возможно, нам повезло, что у нас нет традиционных российских нефти и газа. Мы делаем ставку на образование и интеллект, на развитие передовых технологий и внедрение инноваций". Именно в этом направлении и будет работать Шведско-российский инновационный центр, который должен появиться в Чебоксарах.

Говоря об отсутствии сырьевой базы, Николай Федоров, похоже, забыл, что Чувашская Республика богата другим весьма полезным ископаемым, с которым шведские бизнесмены уже давно научились работать, — мусором. Корреспонденту «МК» в Чебоксарах» удалось побывать в шведском городке Гетеборг, по площади и количеству населения очень похожем на Чебоксары, и посетить там мусороперерабатывающий завод.

Его филиалы расположены по всему городу. Главная хранительница отходов — свалка, огороженная высоким бетонным забором и поделенная на секции. В одной собирают дерево, в другой — пластик, в третьей — жестяные банки и так далее. Все это везут с сортировочных линий, которых в городе несколько. В свою очередь сортировщикам активно помогают сами жители Гетеборга: в уличных контейнерах мусор собирается отдельно, а владельцы частных домов, самостоятельно привозящие на свалку сортированный мусор, могут рассчитывать на вознаграждение. Кстати, немало людей, принося сюда мешки жести и пластика, зарабатывают этим себе на жизнь.

Другое дело — крупногабаритные отходы: автомобили или стиральные машины. За их утилизацию гетебуржцы сами платят мусороперерабатывающему заводу. Желающим же сэкономить и оставить ненужную технику на улице города или в лесу, грозит немалый штраф — экологическая полиция здесь работает круглые сутки. Гораздо проще дело обстоит с холодильниками. Предприятия, выпускающие холодильные и морозильные камеры, много лет назад договорились включать в стоимость холодильника его утилизацию и перечислять с каждого выпущенного агрегата определенную сумму ассоциации мусороперерабатывающих заводов Швеции. Так что на свалке холодильники принимают бесплатно.

Отдельно в Гетебурге утилизируют высокотехнологичные отходы — компьютеры, микроволновые печи и мобильные телефоны. Сначала их разбирают на мелкие детали и уж потом плавят, дробят или сжигают. Экскурсия по этому цеху мусороперерабатывающего завода для российского обывателя похожа на тропу соблазна. Кажется, что вот этот ноутбук еще непременно сгодился бы, а этот мобильник ну совсем как новенький… Работники цеха говорят, что сюда привозят и совсем новую технику, например, компьютеры, не распроданные даже на распродаже. Оставить их в целости и сохранности и использовать в собственных целях мусороперерабатывающий завод не может — завод подписывает договор, гарантирующий утилизацию.

Все, что собирает мусороперерабатывающий завод Гетебурга, идет в дело. Из отходов делают стройматериалы, компост для сельского хозяйства, вырабатывают энергия. И зарабатывают на этом неплохие деньги. В Швеции переработка мусора — весьма прибыльный бизнес. Так что нашим бизнесменам есть чему поучиться у шведов. Тем более, что Шведско-российский инновационный центр, который появится в Чебоксарах, призван способствовать установлению контактов между чувашскими и шведскими предприятиями, развитию малого и среднего бизнеса.

Однако нам удастся превратить мусор в нечто полезное лишь тогда, когда экология и бережное отношение к природе станет национальным достоянием. В Швеции, например, культура сортировки мусора прививается еще в школах, где установлены контейнеры для раздельного сбора отходов. Жители частных домов практически не выбрасывают пищевые отходы — делают из них удобрения для почвы. И вообще гетебуржцы не любят покупать товары в ярких пластиковых коробках и пакетах. Много лет назад шведы объявили бойкот производителям неэкологичной упаковки, и теперь практически весь товар в этой стране упаковывают в бумагу и картон.

Оксана ВОЗНЯК,

Гетебург-Чебоксары

 

 

С улиц Чебоксар ежегодно вывозится мусора объемом примерно в один миллион кубических метров. Это — вместимость Чебоксарского залива.

Ежедневно с улиц столицы Чувашии на свалку вывозится 2400  кубов твердых бытовых отходов.

В год на уборку центральных улиц города тратится порядка 50 млн. рублей. На один экологический месячник  расходуется 900 тысяч рублей.

Объем вывоза мусора

2004 год — 944,7 тысяч кубометров твердых бытовых отходов

2005 год — предположительно 970 тысяч куб. м (за 10 месяцев  вывезено уже  734 тысячи куб. м ТБО)

2006 год — предположительно 980 тысяч куб. м.

Если динамика сохранится, через сто лет чебоксарцы ежегодно будут вырабатывать мусора, по объему равного двум чебоксарским заливам.

 

 

Горный ландшафт

Жить возле свалки опасно для здоровья

Чтобы полюбоваться живописными горами, чебоксарцам далеко ездить не надо. Несмотря на скудный рельеф Чувашии, у жителей республики есть возможность воочию увидеть гигантские громадины. Достаточно сесть на троллейбус шестого маршрута и доехать до конечной остановки. И перед вашим глазам предстанет незабываемый пейзаж — настоящие горы… мусора.

Обитатели свалки — автолюбители и собаки

Городская свалка тянется вдоль дороги километровой лентой. Рядом с контрольно-пропускным пунктом стоят шаткие деревянные домики. В них живут обычные чебоксарцы, поселившиеся здесь много лет назад, когда мусор еще закапывали в землю, а не водружали поверх нее. Они не любят гостей, прячутся от фотокамеры. Оно и понятно: теперь они — люди, живущие на свалке. Наверное, потому каждый такой домик охраняет злющий пес, не подпускающий прохожих ближе, чем на 50 метров. Рядом с хижинами ютятся гаражи, возле которых припаркованы три-четыре автомобиля. Наверное, безопаснее места, чем свалка, для машины не найти: тишь да гладь.

Безграничные возможности свалки

Стоишь на горе мусора и нет ему конца и края. Машины “Спецавтотехники” снуют туда-сюда, отмечаются на пункте и едут в гору выгружать мусор — целыми тракторами, прицепами и КамАЗами.

Если по отходам судить об уровне жизни чебоксарцев, то очень даже ничего себе люди живут: встречаются здесь и целые, непорванные вещи, обувь. Охотников за «добротным товаром» на свалке тоже немало. Женщин набирает вещи сразу в несколько мешков. Среди найденного скарба — мягкая подушка… Прямо у въезда на свалку можно найти настоящий раритет — старые автомобили.

Люди роются в основном у подножия гор: машины вываливают мусор на самом высоком месте и все расползается по склонам. Ковыряться в мусоре не брезгуют и водители мусоровозов: нужный товар, наверняка, приглядывают во время сбора отходов на улицах города.

То, что здесь дефицитом не назовешь, так это пластик. Он — повсюду. Кажется, что у свалки нет границ. Маленькие кучи выглядят лишь островками на фоне большой глыбы.

Кого “кормит” свалка?

Галина, 45 лет:

— Я прихожу сюда редко. В основном ищу алюминий. То, что можно сдать на сборном пункте. Нас тут несколько человек. Мы из близлежащей деревни — Янышкассы. Народу здесь в принципе немного. Не знаю, можно ли тут найти что-либо полезное для дома. Я вот сегодня даже алюминий не увидела.

Неизвестный, около 60 лет:

— Ищу шубу для коровы. Вот недавно приметил тут овчинный полушубок, но его уже кто-то унес. А зимой холодно: корове нужна шуба, а то молока не будет. Сейчас тут мало народу, холодно уже. Летом больше. Я сам живу недалеко, на конечной. Люди сюда не от хорошей жизни приходят.

Елена, 35 лет:

— Прихожу сюда за дровами, потому что живу недалеко, в деревне. Сюда в основном приходят из деревень Путилово и Янышкассы (показывает на деревянные дома в метрах 200 от свалки).

 

В цифрах:

Ежедневно каждый человек производит около одного килограмма бытовых отходов. В России площадь, занятая полигонами и свалками, уже превышает 40 тысяч гектаров и ежегодно увеличивается на 2,5-4%.

Справка «МК» в Чебоксарах»

По данным Госкомприроды, 88% свалок в России находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии.

Ученые, исследовав здоровье 27115 младенцев, пришли к выводу, что женщины, проживающие в пределах 1,5-2 километров от свалки, имеют на 12% большую вероятность родить больного ребенка. Женщины, проживающие возле исследуемых свалок, рожали детей с серьезными врожденными дефектами на 63% чаще, чем обычно. Наличие на свалках пестицидов оказывает влияние на образование расщелины неба новорожденных и врожденные дефекты мышечной системы, наличие металлов и растворителей — на врожденные аномалии нервной системы, пластмасс — на хромосомные нарушения.

Проживание возле свалок на 29% повышает вероятность развития нарушений нервной системы,  на 16% — костно-мышечной системы, на 32% — кожи.

Елена ГУБАНОВА


"МК в Чебоксарах"
16 декабря 2005
00:00
Поделиться