Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Мусорный полигон в километре от МКАД грозит экологической катастрофой

Мусорный полигон в километре от МКАД грозит экологической катастрофой

Недавно московский мэр Юрий Лужков в заботе об экологии пообещал покончить с городскими свалками в ближнем Подмосковье, куда свозится 90% столичного мусора. Однако это намерение может оказаться неосуществимым - рядом с готовыми к закрытию государственными мусорными полигонами открываются новые, частные. Между самой большой в Европе свалкой "Саларьево" и самым крупным в Москве Николо-Хованским кладбищем, несмотря на протесты прокуратуры, спокойно работает частная свалка, где принимают любые отходы, в том числе и строительные, содержащие крайне опасный для здоровья асбест.

 

"Мертвым все равно"

- Я часто бываю на Хованском кладбище, у меня там похоронены дочь и родители, - рассказала "Известиям" Елена Шеленкова, переводчик из Москвы. - К тому, что рядом находится 80-метровая гора Саларьевской свалки, все уже притерпелись, она существует 20 лет и находится достаточно далеко от кладбища. Между свалкой и кладбищем до последнего времени было поле. Но в последний год оно исчезло - там тоже появились горы мусора, которые сейчас достигли 20-метровой высоты. На кладбище потекли потоки желто-зеленой жидкости. Когда летом дробили железобетон, пыль стояла такая, что было трудно вздохнуть. Может быть, они думают, что мертвым все равно, но нам, их родственникам, - нет.

Обеспокоенная судьбой могил своих родных, Елена Шеленкова попыталась выяснить, что происходит на бывшем поле. После многочисленных запросов в прокуратуру и Ростехнадзор выяснилось, что 89 гектаров земли между полигоном, принадлежащим городскому унитарному предприятию "Промотходы", и Николо-Хованским кладбищем выкуплены частной компанией ООО "Эком". При этом участок считается землей сельскохозяйственного назначения и вообще-то представляет собой санитарную зону кладбища, где, по саннормам, не может быть ничего, кроме культовых сооружений (кладбищенская церковь или часовня). Чиновники из прокуратуры подтвердили также, что на Хованском полигоне (так называется свалка) без лицензии принимали опасные отходы - например, перерабатывали железобетонные конструкции, которые содержали асбест (крайне опасный материал, способный вызывать раковые заболевания, широко использовавшийся в советское время при строительстве). Все это - без всяких лицензий и экспертиз. Прокуратура приостановила работу полигона, но без особого успеха - частная свалка всего в километре от МКАД по Киевскому шоссе продолжает работать и сейчас.

 

"Здесь будет завод по переработке мусора"

За 15 минут пребывания корреспонденты "Известий" насчитали 10 грузовиков и 3 мусоровоза, выгрузивших здесь свой груз. Дальше считать не смогли - неизвестные граждане отобрали у фотокорреспондента газеты камеру и потребовали удалить все отснятое. После общения с грозной охраной удалось пообщаться и с владельцем частной свалки.

- Земля куплена под строительство комплекса по переработке мусора, - заявил "Известиям" руководитель проекта ООО "Эком" Геннадий Жуков. - Это американские инвестиции, все законно, проект у нас есть. У нас все будет по науке - слой пленки будет изолировать свалку от грунта, построим более 100 предприятий по сортировке и вторичной переработке отходов. Правительство Московской области включило нас в свою экологическую программу. Будем перерабатывать до 30-40% поступающего мусора - это очень высокая цифра. Сейчас мы просто выравниваем участок, засыпаем грунт.

На вопрос, почему участок выравнивается в том числе слоями мусора, Жуков заявил, что это недоразумение - "ну где-то недосмотрели, бывает". Того, что на полигоне дробили асбестосодержащие остатки пятиэтажек, он отрицать не стал, заявив, правда, что "неужели полезнее было жить в них и потом закопать, как это делают в Саларьеве, чем сделать из них щебень?"

 

Деньги за мусор платят здесь и сейчас

Трудно сказать, насколько испортит экологию этого места очередной полигон - существование гигантской мусорной горы "Саларьево" уже достаточно сильно отравило и почву, и воду района. Разумеется, никакой сельскохозяйственной деятельности на этих землях вести нельзя: все, что здесь вырастет, будет ядовито.

Проблема в другом. И московская свалка, которая должна закрыться в будущем году, и та, которой покровительствует Мособласть (кстати, в областном Министерстве экологии факт включения Хованского полигона в региональную программу "Известиям" подтвердить отказались), - всего лишь разные части очень денежного бизнеса по захораниванию мусора. При тех огромных денежных потоках, которые вращаются на свалках (по данным Ассоциации мусорщиков, неофициальная плата за прием одного "левого" мусоровоза может составлять от 1 до 2 тысяч рублей), никому не выгодно вкладывать деньги в его переработку - например, только строительство самого скромного комплекса по сортировке и утилизации стоит от 2 до 6 млн долларов. Поэтому ни в Москве, ни в области не существует реальных программ по утилизации отходов - деньги за мусор платят здесь и сейчас, а расхлебывать экологические проблемы будут следующие поколения.

 

 



26 декабря 2005
00:00
Поделиться