Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

В СТРАНЕ СЕРЬЕЗНО ИЗМЕНЕНА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Редакция публикует дополнение к комментарию к ФЗ № 199 от 31 декабря 2005 г., подготовленному Центром промышленной экологии, опубликованному в номерах 1-3 газеты за нынешний год.

 

Статьей 7 Федерального закона № 199-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" (с ИЗМ. от 11 ноября 2003 г.. 2 ноября, 29декабря 2004 г.).

Ст. 1 ФЗ "О животном мире" дополнена определением госконтроля и надзора, под которым понимается осуществление проверки соблюдения законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Основные изменения коснулись полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в области охраны и использования животного мира. В частности, Федеральный закон "О животном мире" дополнен ст.6.1. предоставляющей субъектам Федерации полномочий, в числе прочего, по принятию законом и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира, а также по осуществлению контроля за исполнением данных нормативных правовых актов. Необходимо отметить, что указанные полномочия субъектов Федерации содержались ранее в ст.6 данного Федерального закона до внесения в него изменений ФЗ от 29.12.04 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации").

ФЗ № 199 к полномочиям субъектов Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета (ст.6 ФЗ "О животном мире"), отнесены введение ограничений на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства на их территории, а также осуществление государственного контроля и надзора, ведение государственных учета численности объектов животного мира и их использования, мониторинга и кадастра объектов животного мира. Данные полномочия не осуществляются в отношении объектов, находящихся па особо охраняемых природных территориях (ООПТ) федерального значения, и объектов животного мира, указанных в абз.3-7 ст.6 ФЗ животном мире".

Следует отметин, что до внесения изменений в ФЗ "О животном мире" ФЗ от 29.12.04 "О внесении изменений «законодательные акты Российской Федерации" эти полномочия также ранее осуществлялись субъектами Федерации.

Ф3 № 199 внесены изменения в ст.6 данного ФЗ, в соответствии с которыми из полномочий субъектов Федерации в области охраны и использования водных биологических ресурсов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, исключены организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства в отношении ресурсов федеральных ООПТ.

В результате изменений, внесенных статьей 30 ФЗ № 199 в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", урегулированы некоторые оставшиеся нерешенными вопросы.

Одновременно, изменения, внесенные в данный ФЗ, породили ряд новых противоречий в действующем законодательстве в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые в настоящее время нуждаются в устранении путем принятия других нормативных правовых актов.

В частности, устранен пробел в отношении регулирования распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах России (пресноводных водных объектах). Ранее, указанные вопросы данным ФЗ не регламентировались. Так, ч. I ст. 30 ФЗ "О рыболовстве" была дополнена п. 10, в соответствии с которым общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водах России, в том числе во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, в Азовском и Каспийском морях, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные России в соответствии с международными договорами, ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, применительно к видам квот, среди которых теперь также указаны квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах, за исключением внутренних морских под Российской Федерации (промышленные квоты пресноводных водных объектов).

Статья 30 ФЗ "О рыболовстве" теперь дополнена ч.4, согласно которой промышленные квоты пресноводных водных объектов распределяются между субъектами Федерации в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. На основании п.1 Положения о Минсельхозе России (утверждено Постановлением Правительства России от 28.06.04 № 315, с изм. от 5.10.05), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим эти функции, является Минсельхоз России.

Ф3 № 199ст.31 ФЗ "О рыболовстве" дополнена ч.7, в соответствии с которой промышленные квоты в пресноводных водных объектах распределяются между пользователями водными биоресурсами органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Аналогичные дополнения были внесены в ч.3 ст.28 ФЗ "О рыболовстве", Теперь в случае, если в период осуществления промышленного рыболовства и (или) проведения государственного мониторинга водных биоресурсов будет обнаружено различие между фактическим наличием водных биоресурсов и объемом утвержденных общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних водах России, в том числе во внутренних морских водах, а также в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, вносятся изменения в ранее утвержденные общие допустимые уловы водных биоресурсов.

В соответствие с новой редакцией 4.4 ст. 18 перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод и территориального моря, утверждается органом исполнительной власти субъекта Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Как было указано выше, этим органом является Минсельхоз России.

Ранее, в ч.4 ст. 18 ФЗ "О рыболовстве" было установлено, что указанный перечень рыбопромысловых участков утверждается органом исполнительной власти субъекта Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. При этом при осуществлении отдельных функций в области рыболовства тремя федеральными органами исполнительной власти – Минсельхозом России, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство), определение федерального органа по рыболовству, указанного ранее в ч.4 СТ. 18 ФЗ "О рыболовстве" было затруднено.

В целях устранения указанной неопределенности в подп. "к" п.2 Постановления Правительства России от 20.05.05 № 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" и подп. "г" п.2 принятого в его реализацию приказа Минсельхоза России от 14.07.05 № 124 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2005 г. № 317" осуществление согласования утверждаемого органом исполнительной власти субъекта Федерации перечня рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод и территориального моря, было возложено на Росрыболовство.

Таким образом п.2 указанного Постановления Правительства России и подп. "г" п.2 рассматриваемого приказа Минсельхоза России противоречат ч.4 ст. 18 ФЗ "О рыболовстве" (в редакции Ф3№ 199).

Также необходимо отмстить, что в ч.4 ст. 18 данного ФЗ в соответствии с изменениями, внесенными Ф3№ 199. появилась норма, устанавливающая, что ведение реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства осуществляется органом исполнительной власти субъекта Федерации.

Следует отметить, что до внесения Ф3 № 199 изменений в указанное положение, ведение такого реестра возлагалось на Росрыболовство (п.5.4.2 Положения о Росрыбодовстве). Таким образом, в настоящее время п.5.4.2 Положения о Росры-боловетве вступил в противоречие с п.4 ст. 18 ФЗ "О рыболовстве".

 



Природно-ресурсные ведомости
20 марта 2006
00:00
Поделиться