Проблемы проектирования водоохранных зон
Проблемы проектирования водоохранных зон
Природно-ресурсные ведомости
№ 13 (297) июль 2006 года
И.В.Жерелина, Н.В. Стоящева, А.А. Поляков, Институт водных и экологических проблем СО РАН,
В.И. Кормаков, Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, г. Барнаул
Установление ВЗ и ПЗП является одним из важнейших путей сохранения, восстановления и охраны водных объектов. Проектирование ВЗ и ПЗП – необходимый механизм определения их границ, регламента хозяйственной деятельности и системы природоохранных мероприятий, реализуемых на их территории.
В новом Водном кодексе РФ, к сожалению, не предусмотрен механизм проектирования ВЗ и ПЗП.
В нем установлены фиксированные размеры ВЗ и ПЗП, что исключает возможность их корректировки исходя из специфики водного объекта, природных и хозяйственных особенностей прибрежных территорий. Учеными доказано, что формирование водных ресурсов на водосборе, в том числе поверхностный сток с прибрежных территорий, происходит в зависимости от гидрогеологических, климатических, геоморфологических и ландшафтных условий. Существенно различается между собой проектирование ВЗ для горных и равнинных рек. В горах при каньонообразной долине реки, обрамленной параллельными цепями горных хребтов, нецелесообразно проводить широкие 500-метровые зоны, т.к. первый от реки хребет, нередко расположенный на расстоянии
Таким образом, учет региональных особенностей, не предусмотренный в новом Водном кодексе РФ, является одной из важнейших задач проектирования ВЗ и ПЗП.
Кроме того, в рамках проекта ВЗ и ПЗП разрабатывается комплекс природоохранных мероприятий, определяются сроки, источники и объемы финансирования. Без специальной, профессиональной проработки этого вопроса, руководствуясь только содержащимися в новом проекте Водного кодекса РФ запретами, невозможно определить приоритетность видов работ, сроки и объемы необходимых капиталовложений. Следует подчеркнуть, что указанный перечень запретов не является исчерпывающим, нередко возникают нестандартные ситуации, требующие индивидуального подхода к решению проблемы, не предусмотренной законодательно. При отсутствии проектных работ будет утрачен важный механизм восстановления и улучшения экологического состояния водных объектов и их прибрежных территорий и осложнена работа по нормализации экологической обстановки в регионах.
Следует отметить, что статья о ВЗ и ПЗП в новом Водном кодексе РФ перегружена информацией. Наиболее целесообразным представляется сократить эту статью, придав ей рамочный характер (как это было в действующем Водном кодексе РФ), а необходимые изменения и дополнения внести в Постановление РФ от 23 ноября
В рамках существующего законодательства по проектированию ВЗ, несмотря на его определенную степень проработки, существует ряд технических сложностей, препятствующих выполнению проектных работ.
1. В российском законодательстве не урегулированы вопросы собственности на водные объекты и земельные участки в пределах прибрежных территорий. В соответствии с действующим законодательством, водные объекты России, исключая обособленные, находятся в федеральной собственности, и вопросы владения, пользования и распоряжения ими отнесены к полномочиям государственных органов власти. В то же время, согласно земельному и лесному законодательствам, участки земель и леса, непосредственно прилегающие к водным объектам, могут находиться в различных формах собственности, включая частную. Это создаёт значительные сложности при проектировании и последующем обременении земле- и лесопользователей природоохранными ограничениями, предусмотренными проектом.
2. Действующим законодательством определены минимальные нормативы ширины ВЗ и ПЗП, однако часто возникаетситуация, когда приходится сокращать их размеры, в частности, при наличии крупных дорожных магистралей и насыпей, перехватывающих сток. В этом случае часть территории, которая по законодательству должна быть отнесена к ВЗ, находится за пределами искусственных или природных рубежей, перехватывающих поверхностный сток, вне области его формирования, и ее включение в ВЗ нецелесообразно. Нередко возникает необходимость в уменьшении ВЗ с учётом исторически сложившейся застройки территории. В то же время, сокращение установленных законодательством нормативов создаёт проблемы при согласовании и утверждении проектов.
3. В действующих нормативных документах отсутствует положение о необходимости учета зон затопления при проектировании ВЗ и ПЗП, а, следовательно, нет указания и на то, какой уровень затопления следует учитывать. Как показывает практика, при проектировании ВЗ и ПЗП в обязательном порядке должны выполняться расчеты уровня затопления 1 % обеспеченности, с включением этих территорий в ВЗ. Это позволит разработать комплекс мероприятий по снижению негативного воздействия загрязненных вод, поступающих в период половодий и паводков с затапливаемых территорий в водные объекты, а также организовать защиту населенных пунктов от вредного воздействия вод.
В Положении о ВЗ и ПЗП минимальные размеры устанавливаются по участкам рек в зависимости от их протяжённости, однако многие реки, в частности р. Обь, образуются в результате слияния двух рек. Если следовать законодательству, то, например, ширина ВЗ р. Обь, образованной слиянием pp. Бия и Катунь, менее ширины ВЗ формирующих её рек в 10 раз (ширина ВЗ до слияния —
В федеральном законодательстве невозможно учесть региональную специфику водных объектов. В Положении о ВЗ и ПЗП закреплено, что граница ВЗ должна быть совмещена с границей лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб. Нередко возникает ситуация, как, например, на р. Катунь (Республика Алтай, окрестности с. Чемал), когда граница защитных лесов проходит на расстоянии
Законодательством предусмотрено, что на территории населённых пунктов границы ВЗ и ПЗП выделяются в соответствии с генеральными планами застройки, однако генпланы разработаны только для крупных городов России. В сельских населённых пунктах эти планы отсутствуют, и застройка ведётся хаотично. При проектировании приходится самостоятельно составлять планы сложившейся застройки прибрежных территорий на основе современных космоснимков и GPS-съёмки, что не всегда соответствует требованиям Заказчика.
В некоторых регионах, например, в Республике Алтай, органы государственной власти своеобразно трактуют предпоследний абзац п. 3 постановления Правительства РФ № 1404: "размеры и границы ВЗ на территории городов и поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами". Они считают, что при отсутствии утвержденных генеральных планов (в Республике Алтай ни на один населенный пункт нет утвержденных генеральных планов) ВЗ и ПЗП в пределах населенных пунктов проектировать и устанавливать не нужно. По этой причине ни один из разработанных проектов ВЗ и ПЗП в Республике Алтай до сих пор не утвержден.
Проблему также создает отсутствие планов отвода земельных участков в садоводческих товариществах, что приводит к самозахвату земель, нередко до уреза воды. Существующие на имеющихся планах улицы также застроены, что препятствует проведению по ним границ ВЗ и ПЗП. Например, такая ситуация возникла при проектировании ВЗ и ПЗП на р. Издревая (Новосибирская обл.), значительная часть прибрежных территорий которой отведена под садоводческие товарищества, а также на р. Обь на участке от пос. Затон до с. Рассказиха (Алтайский край).
7. Согласно Положению, корректировка границ ВЗ и ПЗП в пределах населенных пунктов должна проводиться в соответствии со сложившейся исторической застройкой и генеральными планами застройки. Однако нередко возникает ситуация, когда в исторической части города находятся обветшавшие и не представляющие исторической и культурной ценности жилые здания, хозяйственные и иные постройки, сама территория захламлена, и стоки с нее загрязняют водные объекты. Существующая процедура не предусматривает внесения изменений в генеральные планы и отведения этих территорий для перепланировки под новое строительство. Соответственно, нет возможности проведения корректировки ВЗ на этих участках с целью разрешения обустройства территории, строительства набережной и новых зданий. Как следствие, эти территории, как правило, расположенные в центре города (например, в Томске, Барнауле и др.), не только портят эстетический вид городов, но и создают реальный источник экологического неблагополучия.
8. Проектирование ВЗ и ПЗП затрудняет отсутствие современных картографических материалов. Основная часть топографических карт масштаба 1:25000 и крупнее были разработана в 70-е гг. XX в. С этого времени существенно изменилась гидрографическая сеть, границы населённых пунктов, застройка территории, а в некоторых случаях и рельеф местности. Это приводит к необходимости корректировки карт по современным космическим снимкам и на основе полевого обследования территории. В то же время, эти корректировки не всегда однозначно принимаются государственными органами власти, так как данные виды работ требуют наличия специальной лицензии.
9. Большие сложности возникают при согласовании и утверждении проектов. Ни в постановлении Правительства РФ № 1404, ни в приказе МПР России № 198 нет четкого обозначения процедуры согласования проектов ВЗ и ПЗП. В отдельных регионах, например в Республике Алтай, Кемеровской и Новосибирской областях, в качестве приложения к проектам органы государственной экологической экспертизы, ссылаясь на неутвержденный Макет проекта ВЗ и ПЗП [5], требуют предоставить акты обследования территорий и согласования со всеми землепользователями, включая мелких собственников. Нередко в пределах прибрежных территорий располагаются сотни землепользователей, как, например, на р. Бурла в Алтайском крае, и двойное согласование с ними (в начале актов обследования, а затем — мероприятий) нереально. Кроме того, землепользователи, как правило, отказываются подписывать данные акты, т.к. не хотят ставить подпись, во-первых, под собственными нарушениями, а во-вторых, согласовывать мероприятия, которые требуют значительных финансовых вложений и ранее ими не проводились.
С
10. В справочной правовой системе "ГАРАНТ" выставлен Макет проекта ВЗ и ПЗП [5], который не имеет авторства и ссылок на утверждение в органах государственной власти. Однако на него зачастую ссылаются проектировщики, а также согласующие и утверждающие органы, требуя строгого соблюдения приводимых в нем положений. По нашему мнению, это "сырой" документ, содержащий противоречивые и излишне подробные указания.
Так, в п. 4.3.6. указано, что "водоохранные знаки в пределах городов, других поселений, приусадебных и садово-огородных участков не устанавливаются". Однако именно на этих участках прибрежных территорий наблюдается наибольшее скопление населения, здесь осуществляется интенсивная хозяйственная деятельность, и в значительной степени проявляются экологические проблемы, и, следовательно, здесь необходима установка информационных и запрещающих знаков.
В п. 2.1. определено, что "чертеж проекта установления ВЗ и ПЗП .... составляется, как правило, на копии карт внутрихозяйственного землеустройства или плане землепользования в масштабе проекта внутрихозяйственного землеустройства". Как показал опыт, данные картографические материалы схематичны и в значительной степени не соответствуют топографическим картам и реальной ситуации, на них не указан рельеф и другая информация, необходимая для проектирования ВЗ и ПЗП. Практическая работа с этими картами осложнена. Кроме того, в Макете содержится большое число требуемых приложений, которые не всегда информативны, а отдельные из них дублируют друг друга.
11. В соответствии с действующим законодательством, проекты ВЗ и ПЗП должны содержать перечень природоохранных мероприятий, которые, прежде всего, направлены на нейтрализацию последствий нерациональной деятельности в пределах прибрежных территорий. Однако ими не предусмотрена возможность разработки превентивных мероприятий, в дальнейшем исключающих возникновение нежелательных экологических ситуаций. Одним из механизмов решения этой проблемы является водоохранное зонирование, методика которого разработана иркутскими учеными [6—8] и апробирована на примере оз. Байкал, pp. Голоустная и Ушаковка. Внедрение этой методики позволит в перспективе нейтрализовать или минимизировать как прямое, так и косвенное воздействие на водные объекты и их прибрежные территории.
Указанные выше законодательные и методические несогласованности и противоречия создают сложности при проектировании ВЗ и ПЗП и порождают конфликтные ситуации при утверждении проектов. Несоответствия требований приводят к тому, что придание проектам статуса нормативного акта порой длится годами.
Решение обозначенных выше проблем возможно только в результате совершенствования водного законодательства. В частности, в новом Водном кодексе РФ необходимо было сохранить положение о проектировании ВЗ и ПЗП, а не нормативном установлении их границ. Целесообразно внести коррективы в постановление Правительства РФ от 23 ноября
С целью исключения возникновения противоречий при разработке, согласовании и утверждении проектов, должны быть разработаны и законодательно утверждены четкие методические указания по проектированию ВЗ и ПЗП, а также процедура согласования и утверждения проектов.
Внесение этих и других изменений и дополнений в действующие нормативные акты позволит в должной мере обеспечить восстановление и охрану водных объектов и их прибрежных территорий.