Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

ОБОРОТЕНЬ В ЛОДКЕ

Инспектор рыбнадзора ловил браконьеров-призраков, а реальных - отпускал за мзду


Говорят, в России две беды. С третьей – взяточничеством – уже и не знают, как бороться. При царях мздоимцев прилюдно секли розгами или ссылали в Сибирь. Нынче вот периодически стращают антикоррупционными кампаниями и операциями вроде “чистые руки”, заставляя на время умерить аппетиты.

Однако громкие разоблачения, как правило, разворачиваются в первопрестольной. В глубинке же за судьбой оскандалившихся чиновников следят с тем же интересом, что и за страданиями героев мыльных сериалов. Далеко и не про нас, рассуждают тети Маши и дяди Васи, не понимая, что сто рублей, которые они сунули вчера какому-нибудь Сан Санычу, “сидящему” на справках, – тоже взятка.

Так же думали и любители рыбной ловли в Козловке, Новочебоксарске, Моргаушах и некоторых населенных пунктах Марий Эл. Завидят на горизонте знакомую моторку инспектора рыбнадзора Владимира Самойлова (имя изменено), давай искать по карманам деньги. Рыбачишь ты по-честному или нарушая правила – неважно. Порядок известный. Не заплатишь “штраф”, останешься без лодки, снастей и улова – гражданин начальник изымет в счет “возмещения ущерба, нанесенного водным биоресурсам реки Волги”. Не откупишься сразу – придется побегать потом за “хозяином Волги” с просящим выражением лица. Знали, что Самойлов, более десятка лет в одиночку контролировавший этот участок акватории, чувствовал здесь себя чуть ли не правителем удельного княжества. Начальство-то далеко, не видит. А перечить “речному волку” – себе дороже выйдет, любимой рыбалки как своих ушей не видать.

Инспектор вообще славился суровым характером, особенно при исполнении должностных обязанностей. Тем не менее некоторыми этими обязанностями зачастую пренебрегал, другие же превышал. Например, поймает браконьера, а протокол об административном правонарушении и прочие акты не составит. Зато штрафы на воде взимал смело, хотя полномочий таких не имел – чином не вышел. Самойлов являлся ведущим специалистом отдела надзора за охраной и использованием воднобиологических ресурсов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашии. Будь он рангом повыше – другое дело.

Что лукавить, большинство браконьеров, промышлявших на самойловском участке, скорее всего прекрасно знали, какими именно должностными полномочиями обладает инспектор. Но ведь куда выгоднее договориться полюбовно, за определенную таксу, чем отвечать по закону. На всякий случай даже вполне законопослушные рыбаки помалкивали.

Однако ропот все-таки раздался. Весной этого года с жалобой на В. Самойлова в чувашскую транспортную милицию обратился 18-летний житель Марий Эл. Почти год он тщетно пытался вернуть свою резиновую лодку с веслами, отобранную, по словам парня, инспектором в апреле прошлого года. Якобы тот браконьерничал. На чьей стороне была правда, уже не докажешь – протокол-то Самойлов составить “запамятовал” (о чем теперь, вероятно, сожалеет). А “изъятые” плавсредство и улов на склад инспекции рыбоохраны, как полагается, не сдал. Та рыбка, наверное, ушла на уху, а вот за возврат лодки инспектор потребовал у марийского рыбака 500 рублей. Но выкуп не состоялся. Резиновую “заложницу” стоимостью более 2000 рублей вызволили сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениям Чувашского ЛОВДТ. Этот незначительный на первый взгляд факт привлек пристальное внимание Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры. Потянув за одну ниточку, они извлекли на свет божий целую “гирлянду” преступлений, совершенных Самойловым за последние два года, – 84 эпизода.

“Инспектор не только “экспроприировал” имущество рыбаков, требуя взамен денежную компенсацию, но и, имея карьерную заинтересованность в улучшении количественных показателей своей работы, составлял фиктивные протоколы на браконьеров, которых и в помине-то не было”, – говорит старший следователь природоохранной прокуратуры Е. Чернов. Иными словами, выдумывал имя, возраст, прописывал в какой-нибудь глухой деревне, давал в руки сети или другие запрещенные орудия лова и выпускал призрака на воду. Ну а потом сам же героически его задерживал. Надо же какую-то отчетность руководству представлять, коли настоящих нарушителей приходилось беречь от строгого начальственного ока как дойную корову. Уверенность в своей безнаказанности была огромной: подписи “отловленных” ставил своей рукой. Конечно, определенные подозрения по поводу бурной деятельности Самойлова у руководства возникали. Призраки – пакостники хоть и известные, но чтобы штрафы платить – такого за ними еще не водилось! Как выяснилось, блюстителя правопорядка на воде, грешившего бумаготворчеством с вымыслами и домыслами, не раз лишали премии за низкую “платежеспособность” пойманных им злоумышленников (почему-то до кардинальных оргвыводов дело так и не дошло). Но что ему премии, когда есть своя “кормушка”? Доступ к ней перекрыли сотрудники транспортной милиции и природоохранной прокуратуры. Звениговским районным судом Республики Марий Эл В. Самойлов приговорен к трем с половиной годам наказания условно с лишением права впредь занимать государственные должности.

Но сколько еще князьков самойловых в различных контролирующих и полномочных структурах, которые “усердно” творят надзор с произволом? Вспоминается известный гоголевский сюжет. Не помните, кто там легкомысленного Хлестакова приучил брать взятки... То-то же.

 


"Советская Чувашия"
21 сентября 2006
00:00
Поделиться