Новый Водный кодекс: плюсы и минусы
Интервью руководителя Росводресурсов Рустэма Хамитова "Российской газете" 14.12.2006 г.
Новый Водный кодекс: плюсы и минусы
Если перефразировать известное изречение, то вода – это наше все. Причем, водный ресурс нашей планеты также огромен, как и жажда, которую постоянно испытывает ее население, тоже, на 70 процентов состоящее из воды. То есть, получается замкнутый круг из живой и мертвой воды, а также морской, океанской, озерной, речной, артезианской, ледниковой и другой, достаточно строго поделенной между странами.
Все мы знаем, что наша страна богата водными ресурсами. Россия располагает примерно пятой частью запасов пресных вод. По объему речного стока мы занимаем второе место в мире после Бразилии, а по водообеспеченности на одного человека – третье, после Бразилии и Канады.
У нас в стране одним из главных ведомств, отвечающих за воду, является Федеральное агентство водных ресурсов, руководитель которого Рустэм Хамитов был гостем на деловом завтраке «Российской газеты».
РГ: Каковы основные плюсы и минусы Водного кодекса, вступающего в силу 1 января
Хамитов: В России идет реформа природоресурсного законодательства. Приняты новые Водный и Лесной кодексы РФ, на подходе – новый федеральный закон «О недрах». Водный кодекс был принят этим летом и «открыл» череду преобразований. Основные его новшества сводятся к следующему: переход от административных к гражданско-правовым отношениям в вопросах водопользования, передача значительных полномочий по управлению водными ресурсами субъектам РФ, постепенная замена водного налога платежами за пользование водными объектами, введение института частной собственности на пруды и обводненные карьеры.
Вместе с тем, кодекс детально не рассматривает вопросы охраны водных объектов, относя это к природоохранному законодательству. Не достаточно полно рассмотрены вопросы платности водопользования, исходя из принципа «вода платит за воду». Обойдены вопросы комплексного, интегрированного управления водными ресурсами страны. На наш взгляд – это существенные упущения, поскольку кодифицированный акт должен был вобрать в себя все многообразие правовых отношений, сопряженных с управлением водными ресурсами. Глобальные для водной отрасли вопросы даны в определениях – государственный мониторинг водных ресурсов, государственный водный реестр, схемы комплексного использования и охраны водных объектов, целевые показатели качества воды. Механизмы реализации не прописаны.
РГ: Подготовлена ли уже нормативная база, необходимая для претворения в жизнь статей Водного кодекса?
Хамитов: Поскольку законодатель многие вопросы переадресовал органам исполнительной власти, сейчас идет активная работа по принятию 24-х постановлений Правительства РФ, которые, по сути, и должны сделать кодекс работоспособным. Кроме того, разрабатывается около 30-ти ведомственных нормативных актов. Это – регламенты, правила, методики. Так что, зачастую, возможность точного исполнения закона зависит не от качества самого текста, а от необходимого набора сопровождающих закон нормативных актов. Приведу пример. Водный кодекс образца 1995 года до сегодняшнего дня не был обеспечен всем пакетом нормативных документов. А ведь прошло более 10 лет! Вот он и не работал так, как надо!
РГ: А сколько актов по реализации нового Кодекса принято Правительством РФ на сегодняшний день?
Хамитов: Десять. Восемь – на выходе, будут подписаны в течение ближайших дней. Еще шесть документов пока находятся на стадии обсуждения.
Если в декабре будут приняты все 24 постановления правительства, я думаю, будет создан хороший прецедент: редко, когда законопроект вступает в силу с полным набором документов. Это будет своего рода достижением.
Ну, а теперь вернемся к нормам Водного кодекса РФ. Закон предполагает переход от административных норм в вопросах водопользования к гражданско-правовым. Три вида водопользования – изъятие воды в промышленных объемах, выработка гидроэнергии, пользование акваторией в рекреационных целях, будут осуществляться не на основании лицензий, а в соответствие с договорами водопользования. Договор предполагает взаимную ответственность сторон, невозможность его расторжения в одностороннем порядке, устанавливает плату за пользование водным объектом. Договор с водопользователем будет заключать орган исполнительной власти субъекта федерации. А регистрировать договоры будут в государственном водном реестре, за ведение которого ответственно Федеральное агентство водных ресурсов. Одиннадцать видов пользования будут осуществляться на основе выданного решения – это аналог ранее действовавших лицензий, но бесплатный. В числе этих видов водопользования: сброс сточных вод, размещение причалов, стационарных и плавучих платформ, размещение и строительство ГТС, разведка и добыча полезных ископаемых и т.д. Не требуется заключения договора или получения решения, если водный объект используется для судоходства, рыболовства, рыбоводства, охоты, охраны окружающей среды, полива садовых, огородных, дачных земельных участков, а также для водопоя скота, купания граждан и т.д. То есть, эти виды пользования водным объектом осуществляются свободно, без каких-либо разрешений.
В этом же списке свободного водопользования два спорных, на мой взгляд, вида: «забор (изъятие) из подземного водного объекта водных ресурсов» и «разведка и добыча полезных ископаемых, размещение и строительство трубопроводов, дорог и линий электропередач на болотах». Фактически получается, что добычу воды из-под земли и промышленное освоение болот можно вести без разрешений. Это грозит проблемами. Сегодня болота в Западной Сибири уже превращены нефтегазодобытчиками в техногенные свалки. А ведь болота – это важнейшая составляющая водных бассейнов. Оттуда происходит питание рек, селятся птицы и т.д. Подземные воды – тема особого разговора. Это стратегический запас государства, это самые чистые и пригодные для питья источники (за исключением, конечно, высокоминерализованных, глубоко залегающих водных горизонтов). Сегодня, в эпоху массового индивидуального строительства жилья, расцвета предпринимательства, идет активное бесконтрольное освоение подземных вод. Зачастую дикое и варварское. В ближнем Подмосковье качество подземных вод уже много хуже того, что было 20-30 лет назад. Новый Водный кодекс, к сожалению, не регулирует добычу подземных вод.
РГ: Особый интерес вызывает новация Водного кодекса, связанная с появлением частной собственности на водные объекты…
Хамитов: Новый Водный кодекс автоматически переводит в разряд частных водных объектов пруды и обводненные карьеры, если они полностью расположены в пределах частного земельного участка. Если же к пруду выходит два частных участка, то этот пруд – муниципальный. Размеры частного пруда законом не установлены. Теоретически он может быть сколь угодно большим, лишь бы полностью находился в границах вашего земельного участка. Что касается свободного доступа к частному пруду, то его Водный кодекс не оговаривает. Поэтому все зависит от хозяина: захочет – пустит, не захочет – нет. Плату за пользование водой из этого пруда частник тоже устанавливает сам.
РГ: А как будут обстоять дела с реками и озерами, не являющимися частной собственностью? Можно ли будет свободно отдыхать на их берегах? И на каком расстоянии от берега можно строить дома?
Хамитов: Государственные и муниципальные водные объекты – общедоступны. При этом береговая полоса шириной
Одним из плюсов нового Водного кодекса можно считать то, что размеры водоохранных зон теперь прописаны непосредственно в самом законе. Их максимальная ширина может достигать
РГ: Давайте поговорим о финансировании водного хозяйства. Сколько средств было выделено из федерального бюджета на водное хозяйство страны в этом году? Достаточен ли такой объем финансирования для обеспечения всех нужд отрасли?
Хамитов: Чтобы нормально вести водное хозяйство Российской Федерации, ежегодно нужно вкладывать примерно 50 млрд. рублей. Ведь водное хозяйство состоит из десятков тысяч объектов – плотин, дамб, каналов, шлюзов. Стоимость этих сооружений составляет сотни миллиардов рублей. На поддержание в работоспособном состоянии водного хозяйства нужны большие ресурсы – не менее 30 млрд. рублей ежегодно. И еще около 20 млрд. руб. в год нужно на расчистку рек, укрепление берегов, строительство новых ГТС. А в этом году водное хозяйство страны получило всего около 20 млрд. руб. и примерно столько же запланировано на