Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Лес тревожно шумит

Лесоводы переживают непростое время – идет реорганизация хозяйства, начатая 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации.


По разъяснениям экспертов, суть реформирования заключается в пересмотре системы лесоуправления, т. е. распределяются полномочия всех трех уровней власти – федеральной, региональной и местной – в управлении лесами. Передавая в субъекты Российской Федерации львиную долю функций и полномочий по ведению лесного хозяйства, государство сохраняет за собой нормативно-правовое регулирование, бюджетное планирование, инвентаризацию и мониторинг лесов, а также контроль. Все работы по передаче полномочий разбиты на три этапа. Первый – передача лесхозов из федерального ведения в региональное. Второй (до 1 июля т.г.) предполагает разработку и принятие около 60 правовых актов правительства России и регионов по реализации норм Лесного кодекса. В третий (до 1 января 2008 года) необходимо преобразовать лесхозы, сформировать лесничества как территориальные единицы управления, организовать подготовку и утвердить проекты освоения леса. К началу следующего года принципиально новая система лесоуправления в стране должна быть окончательно сформирована.

Функции руководства и контроля в управлении лесами в Чувашии возложены на Министерство природных ресурсов и экологии. «Реформирование – процесс сложный, ставит перед нами множество задач, – рассказывает заместитель министра В. Краснов. – Мы должны разработать документы, в соответствии с которыми ведутся эксплуатация лесов и работы по их восстановлению. В частности, лесной план и лесохозяйственный регламент. Первый фиксирует границы лесничеств, лесопарков, зоны планируемого освоения и мероприятия по освоению лесов. Он является основой для бюджетного финансирования хозяйства. Второй определяет виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок и т. д. Лес – ресурс бесценный, и нам необходимо определить экономически эффективные способы его использования, он должен стать дополнительным источником пополнения бюджета. В республиканский будет зачисляться часть средств, полученных на лесных аукционах (сверх установленной минимальной цены), а также лесные налоги».

Работа по усовершенствованию лесного хозяйства республики начата. Можно констатировать, что передача всех 17 лесхозов, расположенных на территории Чувашии, в ведение Минприроды уже завершена. При министерстве создано Управление лесного хозяйства. Сейчас идет разработка правовых документов. Уже готов законопроект, который регламентирует нормы и порядок заготовки гражданами древесины, недревесных и пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений. Лесосечный фонд распределен по администрациям городов и районов республики. В лесхозах прошли первые аукционы по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Одна из целей реформы – отделение функций управления лесом от лесохозяйственной деятельности. Со следующего года лесхозам предстоит разделиться на две части – лесничества, финансируемые из бюджета, и хозяйственные структуры. Первые будут заниматься организацией лесопользования, контролем, надзором, охраной леса, вторые – бороться за государственные и коммерческие заказы на проведение лесоустройства и лесовосстановления. Согласно законодательству заботы о восстановлении лесов возлагаются на непосредственных пользователей лесными угодьями. По-видимому, это разумный подход – компаниям, заготавливающим лес, будет просто необходимо беречь свои участки, так как с них они будут получать прибыль. И если предприятие нацелено на долгую работу, то и лес выгоднее будет сохранять и восстанавливать, а не расхищать.

Лесничества станут главным звеном территориального управления лесами на местах. На их плечи ложатся надзор и контроль деятельности пользователей, а также охрана лесов от браконьеров, древесных вредителей, пожаров. Они же будут выполнять работы по организации аукционов, обеспечению арендаторами требований договоров аренды и т. п.

Так декларирует новый Лесной кодекс. Как будет на самом деле, пока никто сказать не может. Реорганизация уже налаженного хозяйства ставит перед лесоводами массу проблем и вызывает вполне обоснованную тревогу. «Самые больные – вопросы финансирования, – говорит руководитель Опытного лесхоза М.Николаев. – В прежние годы лесное хозяйство финансировалось из федерального бюджета на 15-30 проц. от потребности, остальное зарабатывали сами, реализуя древесину, саженцы, сеянцы, оказывая различные услуги и т. д.» Но лес в Опытном ценен не древесиной, а экологической составляющей. Расположенный в пригородной зоне, вдоль Волги, выполняет защитные и противоэрозийные функции. По словам Мефодия Арсентьевича, им разрешено рубить осину, 9 тыс. куб. м в год. Качество не очень хорошее: дереву 90-100 лет, осина должна рубиться в возрасте 40 лет. Кое-как реализуют 5 тыс. куб м. В основном берет население на дрова да мелкие коммерсанты, которые имеют пилорамы. «Как нам зарабатывать на содержание наших лесов? – недоумевает лесовод. – Из техники в последние 15 лет ничего не покупали. В аренду наши лесные участки никто не возьмет, опять-таки из-за некачественной древесины – дуб наш имеет гнилые кольца 1940-1941 и 1989 годов. Вблизи города ценность представляет только земля…

Опытному не сравниться с такими крупными лесхозами, как Ибресинский, Алатырский и т.д. Но и у них свои проблемы. В военное и послевоенное время столько хорошего леса ушло на то, чтобы поднимать страну из руин. А восстановленный еще не достиг былого качества. Почему бы государству хоть немножко не компенсировать те издержки? Субвенций (53 млн. руб), выделенных республике на реформирование лесного хозяйства, явно мало. Практически эта сумма только на заработную плату. А на все остальное деньги должна будет найти республика. Где и как?»

В выигрыше от реформирования, по мнению Николаева, окажутся территории с развитой лесопромышленностью. К сожалению, Чувашия к их числу не относится. На всю республику, можно сказать, одно государственное перерабатывающее предприятие – Кирский лесокомбинат. Остальные – мелкие переработчики, да и они хорошую сосну возят из Кировской области. По всей Чувашии – 50 тыс. куб. м крупной древесины, зато много мелкой. Для ее переработки нужен завод, который производил бы древесно-стружечную или древесно-волокнистую плиту мощностью 600-700 тыс. куб. м в год. А еще лучше два по 500 тыс. куб. м. Лесоперерабатывающие предприятия строить очень дорого, срок их окупаемости долог…

Другой больной вопрос – что будет с людьми? В Опытном, к примеру, сегодня работают 180 человек. По задумке разработчиков Лесного кодекса, одни из них должны остаться в лесничестве, другие идти в структуры, работающие на хозрасчете. Штатную численность в них тоже нужно оптимизировать, иначе ни одного тендера не выиграть. Заботы о трудоустройстве третьих опять лягут на региональные плечи. А это отнюдь не предполагает уменьшения расходов на решение проблем лесного хозяйства.

Таких, пока еще неясных вопросов немало. Может, потому, говорят лесоводы, что «мы – люди несколько консервативные, мыслим такими категориями: лес растет медленно. К новому кодексу, наверное, надо привыкнуть. А он еще не заработал, не готовы подзаконные акты. Сегодня действуем в рамках старого в том объеме, в каком возникающие проблемы не противоречат новому».

 

 



"Советская Чувашия"
28 апреля 2007
00:00
Поделиться