Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Зверье перестало быть нашим и вашим

В годы реформ откровенно не повезло охотничьему хозяйству и рыболовству. В результате неоднократных преобразований конторы, занимающиеся проблемами животного мира, размножались гораздо быстрее, чем некоторые представители фауны.
Дело дошло до того, что зверей, птиц и рыб начали делить на особо ценные и не очень, на федеральные и местные, на наши и ваши… Разве может быть строгий порядок при подобном перетягивании одеяла на себя? Немалую путаницу вносили в природоохранную сферу противоречивые законодательные акты.
Но, кажется, скоро этой неразберихе придет конец. С 1 января будущего года вступает в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий». В соответствии с этим документом полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биоресурсов передаются регионам. В них вместо 4-5 ведомств создаются единые органы управления биоресурсами. По информации Минприроды Чувашии, для осуществления указанных полномочий разработана структура территориального органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в республике. Проект решения проходит стадию согласования с заинтересованными ведомствами.
Конечно же, теперь ситуация в отрасли во многом изменится. По крайней мере, не будет той путаницы в виде пресловутого деления флоры, что уже неплохо. Регионы сами будут устанавливать лимиты и квоты добычи, лишь согласовывая их со специально уполномоченным на то органом в лице Минсельхоза России, при котором создан Департамент охотничьего хозяйства. И это правильно, считают специалисты. Мол, не нужно бояться того, что, отдавая лимиты регионам, те тут же истребят на местах все живое.
— Есть установленный процент изъятия объектов животного мира, который не нарушит баланс, динамику численности диких животных, — говорит заместитель начальника Чувашского охотрыбуправления А. Кричакин. — Допустим, для кабана это 10-15 проц. Если, скажем, имеется на территории 500 голов, на 50 устанавливаем лимит. Ущерба популяции этим мы не нанесем.
На кабанов, продолжает Александр Евгеньевич, охота была запрещена на протяжении многих лет. Многим казалось, что при этом численность вида будет расти до бесконечности. «Не будет такого, — убежден собеседник. — Есть такое понятие — «кормовая база угодий». Не могут они прокормить бесчисленное количество животных, включается закон саморегуляции».
Кабан — вид очень пластичный. Для роста его популяции Чувашия имеет так называемый первый бонитет угодий — наилучшие условия и по кормовой базе, и по защитным свойствам. «В 90-е годы, конечно, численность кабана подорвали дико, — продолжает А. Кричакин. — Но, несмотря на то что охоту на дикую свинью затем на много лет запретили, численность не росла!»
Охоту все-таки открыли. И что же? За два-три года произошел резкий взлет численности кабана. Но дальше она расти не будет, считают в охотрыбуправлении. Нынешняя перепись фауны показала, что на территории республики обитают 525 голов дикой свиньи. Квота на добычу — 50 голов, из которых 70 проц. приходится на долю сеголеток и 30 — на взрослых особей. «Изъятие лишнего поголовья включило механизм саморегуляции и спровоцировало вид на рост плодовитости», — считают специалисты. Раньше подобными вопросами ведал центр. Теперь их передали в регионы. Для осуществления переданных полномочий предоставляются средства в виде субвенций из федерального бюджета. Насколько долго сохранится такой порядок финансирования, покажет время.
С полномочиями более- менее ясно. Прояснилась ситуация и с набившими оскомину за последние годы путевками на право охоты. Этот документ, введенный в оборот в 1988 году Типовыми правилами охоты в России, служил неким паспортом охотника. В нем четко прописывалось, на каких угодьях обладатель путевки может поохотиться, указывались сроки ее действия, наличие собаки, разрешенные к отстрелу виды животных, норма добычи и другие необходимые сведения. До недавнего времени путевка служила еще и финансовым документом, на основе которого общественные организации взимали плату за предоставление права охоты на территории охотпользователя. Федеральный закон «О животном мире» обязал охотников иметь при себе, кроме путевки, еще и именную разовую лицензию.
Такой порядок охоты просуществовал вплоть до поза-прошлого года. И вдруг в этом вопросе возникли проблемы. По мнению А. Кричакина, в немалой степени путаницу внесла неразбериха в правовых актах, в частности, та самая норма о разделении объектов животного мира на особо ценные и не очень (федеральные и местные). «Это была катастрофа, полнейшее нарушение всего на свете», — считает охотовед. Правда, какое-то время после принятия необдуманного акта путевки по инерции продолжали еще действовать. Но вскоре один из российских охотников обратил внимание на то, что Налоговый кодекс не устанавливает ставку сбора за малоценные виды животных. Раз так, их можно добывать без лицензии.
Верховный суд России с этим утверждением согласился. Лицензия на «не особо ценную» фауну была отменена. Зайцы, куницы, утки, лисы попали в правовой вакуум. Ненужными стали путевки. Достаточно было иметь охотничий билет и ружье, чтобы охотиться там, где душа пожелает. «Два года длился информационный провал в мониторинге: кто, сколько, как добывал, какая нагрузка легла на охотничьи угодья и т. д., — продолжает А. Кричакин. — В конце концов, пришлось обратиться в прокуратуру, создав для этого прецедент: задержали троих охотников без путевки. Правоохранители дали ответ: путевка — обязательный документ для охоты. Следовательно, те охотники — нарушители природоохранного законодательства». Но официального признания их таковыми так и не последовало. Возможно, его и не будет. Потому что работникам федерального органа, осуществлявшего контроль и надзор в сфере охотничьего хозяйства, теперь вовсе не до этих вопросов. Они пакуют чемоданы перед неминуемым сокращением штатов. Времени до этого осталось совсем ничего.
По поводу путевок на право охоты сказала свое слово и наука. В Чувашском охотрыбуправлении получено заключение специалистов одного из крупнейших научных центров охотоведения в России — кафедры охотоведения биофака Вятской государ-ственной сельхозакадемии. Они пришли к выводу, что на сегодняшний день путевка является документом, удостоверяющим осуществление охоты на территории охотничьих угодий. Эта норма установлена федеральным законодательством. И если она вступила в противоречие с региональными правовыми документами, то нужно его устранить, включив норму в местные правила охоты, считают ученые.


"Советская Чувашия"
05 декабря 2007
00:00
Поделиться