Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Особая актуальность научного и практического наследия В.В. Докучаева в условиях глобального потепления

Хорошие помощники земледелия в борьбе с засухой и эрозией почв - пруды и водоемы. Соору­женные в верховьях балок и их отрогах, они регу­лируют поверхностный сток, укрощают бурные па­водки и ливневую эрозию почв, улучшают режим рек и грунтовых вод, облагораживают территорию, и, наконец, служат резервуарами для орошения.

Сегодня многие пруды заилились, зарастают болотной растительностью, и все меньше стано­вятся пригодными для выполнения предназначен­ных им функций. Этому «способствуют», как наше законодательство, так и социально-экономические факторы. Согласно Водному кодексу РФ, пруды теперь собственность тех немногих, на чьих зем­лях они находятся. И если на землях нынешнего, небогатого фермера, то он по экономическим причинам часто не может использовать свой пруд даже для орошения, не говоря уже о том, чтобы по­строить новый и уж тем более, современные ирри­гационные сооружения.

Хлеборобы России давно замечали, что под сенью леса хлеба растут лучше и всегда урожай­нее, чем в голой степи. И не только хлеборобы! Во второй части «Мертвых душ» Н.В. Гоголь дает опи­сание земельных угодий помещика Констанжогло. Литературоведы предполагают, что прообразом этого героя был некто В.Я. Ломиковский, который еще в начале XIX в. посадил в Полтавской губернии полезащитные полосы. Помещик Платонов, со­провождавший Чичикова в поездке на землях Кон­станжогло, объяснял: «Лес у него, кроме того, что для леса, нужен затем, чтобы в таком-то месте на столько-то влаги прибавить полям, на столько-то унавозить падающим листом, на столько-то дать тени... Когда вокруг засуха, у него нет засухи; когда вокруг неурожай, у него нет неурожая».



30 декабря 2008
00:00
Поделиться