Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Минприроды Чувашии: итоги развития отрасли за 2008 год

Анализ социально – экономического развития отрасли за 2008 год. Основные тенденции развития; факторы, обеспечивающие и ограничивающие экономический рост, причины снижения объемных показателей, выводы и предложения по дальнейшему наращиванию экономического потенциала отрасли.

 

Минерально-сырьевые ресурсы

В целях обеспечения минерально-сырьевой базой, выполнения задач по повышению эффективности использования природных ресурсов, а также реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» и Указа Президента Чувашской Республики от 26 августа 2006 г. № 68 «О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики» в 2008 году вовлечены в разработку 2 новых месторождения строительных песков: Корезинское месторождение (Комсомольский район)  - ОАО «Комсомольскагропромхимия», с. Комсомольское и Дубовское месторождение (Шумерлинский район) - ООО «ПромТек», г. Чебоксары.

Проведены конкурсы и выданы лицензии на право пользования недрами 8 недропользователям в Шемуршинском (Шемуршинское месторождение кирпичного сырья), Красночетайском (Томлейское месторождение кирпичных суглинков), Канашском (Напольно-Котякское II месторождение кирпичных суглинков), Алатырском (Атратьское месторождение глинистого сырья и Алтышевское месторождение песчано-гравийных смесей), Урмарском (Шигалинское месторождение карбонатных пород), Красноармейском (Тузи-Чуринское месторождение светложгущихся глин и Красноармейское месторождение кирпичного сырья) районах.

Также предоставлены 8 лицензий на право пользования недрами на выполнение разведочных и добычных работ на условиях предпринимательского риска с целью выявления и вовлечения в разработку новых месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Экспертной комиссией Минприроды Чувашии по проведению государственной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых в 2008 году утверждены и поставлены на баланс  запасы строительных песков по 4 месторождениям, расположенных в Алатырском, Комсомольском, Шумерлинском и Ядринском районах с общим объемом 2274,5 тыс. м3; по 2 месторождениям светложгущихся глин в Аликовском и Красноармейском районах – 3314,0 тыс. м3, по  1 месторождению кирпичных глин в Ядринском районе – 1567,0 тыс. м3 и по 1 месторождению карбонатных пород на щебень в Урмарском районе – 111,7 тыс. тонн.

В 2008 году в рамках мониторинга состояния недр Чувашской ГРЭ ФГУГП «Волгагеология» (п. Кугеси) выполнены следующие работы: мониторинг поземных вод на Ядринском, Рыкшинском, Козловском, Порецком, Канашском месторождениях подземных вод, комплексное гидрогеологическое обследование водозаборных скважин и потенциальных объектов-загрязнителей в зонах интенсивной добычи подземных вод Чебоксарского района, локальный мониторинг подземных и поверхностных вод в зоне Мыслецкой железнодорожной аварии, весенний цикл полевых наблюдений экзогенных геологических процессов на правобережье Чебоксарского водохранилища (г. Чебоксары), на левобережье р. Сура (с. Порецкое) и п. Кугеси. 

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. № 56 создано РГУ «Фонд геологической информации» Минприроды Чувашии (на базе Геологического музея). Приказом Минприроды Чувашии от 7 июня 2008  № 259 утверждена аналитическая ведомственная программа «Развитие и использование фонда геологической информации в 2008-2010 годах».  

Постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 апреля 2008 г. №114 и от 29 декабря 2008 г. № 408 внесены изменения в Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Чувашской Республике.

В 2008 году налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых  по сравнению с 2007 годом увеличился на 26% и составил 16 727,0 тыс. рублей.

 

Земельные ресурсы

В рамках реализации мероприятий, предусмотренных республиканской целевой программой «Создание системы и проведение работ по мониторингу земель Чувашской Республики на 2005-2011 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 февраля 2005 г. № 36 (с внесенными изменениями от 25 января 2008 г. № 13) ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» продолжались работы по мониторингу земель Чувашской Республики.

В 2008 году издан Атлас земель сельскохозяйственного назначения Чувашской Республики (500 экз.), предназначенный  для руководителей органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики, специалистов сельского хозяйства, научных работников, экологов, преподавателей, студентов и широкого круга  читателей.

 

Рациональное использования биоресурсов и сохранение биологического разнообразия

В рамках выполнения мероприятий РЦП «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006-2011 годы» (утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.06.2006 № 153) Минприроды Чувашии проведены в установленном порядке конкурсы и заключены государственные контракты на 2008 год на выполнение работ по подготовке и изданию Красной книги Чувашской Республики том 1. часть 2. Животные (2 и 3 этапы) и на  выполнение научно-исследовательских работ по изучению биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях республики.

Проведены заседания Правительственной комиссии по Красной книге Чувашской Республики (протокол № 3 , 4, 5 от 27 марта, 2 октября и 28 ноября  2008 г.).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2008 г. № 201«Вопросы особо охраняемых природных территорий» образован  государственный природный заказник «Сорминский» в Аликовском районе площадью 61,5 га.

Приказом Министерства от 7 июня 2008 г. № 258 утверждена аналитическая ведомственная программа «Развитие сети особо охраняемых природных территорий и объектов Чувашской Республики на 2008-2010 годы».

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.04.2008 № 100-р утвержден план мероприятий по проведению в 2008 году в Чувашской Республике Дня дерева «Посади дерево и сохрани его». В ходе проведения Дня дерева в республике посажено более 716 тыс.шт. деревьев и 150 тыс.шт. кустарников; создано более 172,7 тыс. кв.м клумб, 364,9 тыс.кв.м газонов; заложено более 100 объектов озеленения (парков, скверов, аллей и садов). Проведены работы по реконструкции и благоустройству почти 600 существующих объектов зеленого строительства; установлены более 4 тыс.шт. малых архитектурных форм (скамейки, урны, и т.д.; продолжены работы по созданию памятных посадок (35 шт.), в мероприятиях приняло участие около 600 тыс. человек.  

В области рационального использования и охраны биологических ресурсов выполнены следующие биотехнические мероприятия: заготовлено и выложено более 17 т кормов для подкормки охотничьих животных, обустроено 30 шт. солонцов с выкладкой 0,73 т соли, изготовлено и обустроено 26 галечников для боровой птицы.

Осуществлялся постоянный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и проведением биотехнических мероприятий в охотничьих угодьях. Проведено более 908 рейдов по охране охотничьих и рыболовных угодий, выявлено 69 нарушений правил охоты и 164 нарушений правил рыболовства.

Выполнены работы по учету охотничьих зверей и птиц. Производилась выдача именных разовых и распорядительных лицензий на использование объектов  животного мира. Проведено распределение квот на промышленное рыболовство среди  3-х рыбодобывающих предприятий республики:

Согласован в Минсельхозе России и утвержден перечень рыбопромысловых участков на территории Чувашской Республики (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2008  № 75);

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.10.2008 № 303 утверждено Положение о Государственной службе Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Чувашской Республики возложены на новую Государственную службу.

 

Лесное хозяйство

Финансирование мероприятий в области лесных отношений в 2008 году осуществлялось за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений в размере 101 955,1 тыс. руб. и средств республиканского бюджета в размере 650,0 тыс. руб. Все субвенции, выделенные из федерального бюджета на ведение лесного хозяйства в Чувашской Республике, поступили в полном объеме.

Доходы в Федеральный бюджет от использования лесов составили 28 079,2 тыс. руб., увеличение по сравнению с 2007 годом составило почти в 2 раза, в республиканский бюджет - 32 190,7 тыс. руб., увеличение по сравнению с 2007 годом - в 2,1 раза.

В связи с введением в действие Лесного Кодекса Российской Федерации все мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов выполнялись на контрактной основе.  Предусмотренные государственными контрактами лесохозяйственные работы, финансируемые за счет субвенций из федерального бюджета,  выполнены на 100 %.

Воспроизводство лесов

Восстановлены леса на площади 902 га, при годовом задании 900 га (112 %). Этот объем остался без изменения по сравнению с прошлым 2007 годом (900 га).  Из всего объема лесовосстановления на долю искусственного созданных лесов путем посадки и  посева леса  приходится  76 %.

Большое внимание уделялось восстановлению дубрав, они восстановлены на площади 176 га при задании 173 га (102 %).

Уровень механизации на посадке леса составил 6 %, на  уходе за лесными культурами 25 %. По сравнению с данными прошлого года, первый показатель снизился на 50 %, а второй – увеличился в 1,9 раза. К сожалению, уровень механизации на посадке леса имеет тенденцию к снижению, по   причине изношенности  машинно-тракторного парка, лесокультурных машин и орудий, преобладания в лесокультурном фонде небольших по размеру лесокультурных площадей и их разрозненности, что не позволяет эффективно использовать на этих участках машинно-тракторные агрегаты при остром дефиците финансирования.

 В целях обеспечения стабильной работы по восстановлению леса заготовлено 13854  кг семян лесных растений, что по сравнению с прошлым годом больше на 8 %.

Одним из перспективных направлений улучшения качественных показателей будущих лесов является использование, при выращивании посадочного материала, семян, собранных на лесосеменных плантациях. В последние годы для восстановления сосновых насаждений, используются сеянцы, выращенные из семян с улучшенными генетическими свойствами. В 2008 году таких семян заготовлено 163 кг, против 186 кг в 2007 г. Снижение объема заготовки объясняется слабым урожаем шишек на лесосеменной плантации.

В отчетном году на 24 лесных питомниках выращено более 17 млн. шт. сеянцев и саженцев, при задании 10 млн. шт. Из всего семян с улучшенными наследственными свойствами выращено более 4 млн. шт. посадочного   материала. Этот показатель  по сравнению с  прошлым годом превышает в 2,1 раза. Выращенный посадочный материал достаточен для успешного проведения в 2009 г. лесокультурных мероприятий в лесном фонде и оказания помощи сторонним организациям в посадочном материале для озеленения, закладки аллей, парков и т.д. Например, в 2008 г. реализовано рай(гор)администрациям, населению и др. ведомствам республики и соседним регионам более 4,2 млн. шт. излишнего посадочного материала на сумму 3,2 млн. руб.

Немаловажными мероприятиями, обеспечивающими содержание созданных лесных культур в надлежащем состоянии и их своевременный перевод в покрытые лесной растительностью земли, являются дополнение и проведение агротехнических и лесоводственных уходов. В течение года проведено дополнение лесных культур на площади 2042 га при плане 2000 га, выполнение задания обеспечено на 102 %,  проведен  агротехнический уход за лесными культурами на площади более 4,35 тыс. га. В результате введено молодняков в категорию ценных древесных насаждений 2100 га при задании 1500 га  (140 %).

Некоторый дефицит в финансовых средствах, изношенность машинно-тракторного парка (до 80%) отрицательно отразилось на уровне механизации лесокультурных работ, снижении объема создания лесных культур по промышленной технологии и с использованием крупномерного посадочного материала, площадей ухода и дополнения за лесными культурами, повышения плодородия почв лесных питомников.

Снижение некоторых показателей  по сравнению с прошлым годом объясняется сокращением объема лесокультурного фонда в целом по республике

О реализации лесосечного фонда

Объем расчетной лесосеки по Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в 2008 году составил 498,0 тыс. куб. м., из них по хвойному хозяйству 57,2 тыс. куб. м. (11,5 %),  твердолиственному- 9,5 тыс. куб. м. (1,9 %) и по мягколиственному – 431,3 тыс. куб. м. (86,6 %).

             Лесосечный фонд на 2008 год распределен:

            1. Для заготовки гражданами древесины на собственные нужды в объеме – 185,8 тыс. куб. м. (37%), в том числе: по хвойному хозяйству – 21,5 тыс. куб. м., по твердолиственному хозяйству 3,5 тыс. куб. м и по мягколиственному хозяйству 160,8 тыс. куб. м.

2. Для реализации на аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений - 176,6 тыс. куб. м (35%), в том числе:

            - по хвойному хозяйству – 19,0 тыс. куб. м.

            - по твердолиственному хозяйству – 4,9 тыс. куб. м,

            - по мягколиственному хозяйству – 152,7 тыс. куб. м.

            3. В аренде – 90,1 тыс. куб. м (18%), в том числе:

            - по хвойному хозяйству – 12,9 тыс. куб. м.

            - по твердолиственному хозяйству – 0,2 тыс. куб. м,

            - по мягколиственному хозяйству – 77,0 тыс. куб. м.

            4. На выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины выделено 45,5 тыс. куб. м (9%), в том числе:

            - по хвойному хозяйству – 3,8 тыс. куб. м.

            - по твердолиственному хозяйству – 0,9 тыс. куб. м,

            - по мягколиственному хозяйству – 40,8 тыс. куб. м.

            По состоянию на 1 января 2009 года лесосечный фонд фактически передан:

            - для заготовки гражданами древесины на собственные нужды - 126,5 тыс. куб. м, что составляет 68,1 % от выделенного объема древесины для заготовки гражданами;

            - на аукционах реализовано 144,2 тыс. куб.м. лесосечного фонда, что составляет 81,7 % от выделенного объема древесины для реализации на аукционах. В 2008 году проведено 29 аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, продано 217 лесосек;

            - на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов лесосечный фонд – 44,0 тыс. куб. м, что составляет 96,7 % от выделенного объема древесины по договору на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.

            Общий фактически переданный объем лесосечного фонда лесопользователям составляет 369,7 тыс. куб.м. или 74,2 % от объема расчётной лесосеки.

            Основными факторами улучшения ситуации использования лесосечного фонда на территории республики являются: предоставление лесных участков для заготовки древесины в долгосрочную аренду по результатам аукционов; улучшение транспортной инфраструктуры, т. е. развитие сети лесохозяйственных дорог; строительство производственных мощностей по переработке низкосортной и мелкотоварной древесины и реализация  на территории республики приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Защита лесов от вредителей и болезней

Всего по республике на 01.01.2009 г. числится очагов вредителей и болезней леса на площади 28790 га, в т.ч. хвоегрызущих вредителей – 138 га, листогрызущих вредителей – 20807 га, стволовых вредителей – 3862 га; болезней леса – 3862 га, из них корневая губка сосны – 1141 га.  Числится вновь возникшими в текущем году

11196 га, из них хвоегрызущих вредителей – 169 га, листогрызущих вредителей – 9824 га, стволовых вредителей – 491 га, болезней леса – 712 га, затухло под воздействием естественных факторов 1966 га, ликвидировано мерами борьбы 363 га.

Санитарное и лесопатологическое состояние лесов Чувашии  удовлетворительное, т.к.:

- доля лесных насаждений зараженных вредителями и болезнями (28,8 тыс. га) от общей площади лесных участков республики (597,6 тыс. га) составляет лишь 4,8 %;

- доля погибших лесов (93,8 га) от общей площади лесных участков республики составляет 0,016%, что в 2 раза меньше, в среднем по России (0,03 % за период с 1989 по 2007 г.г.).

Охрана лесов от пожаров

Государственными учреждениями лесного хозяйства в 2008 году  проведены необходимые мероприятия по профилактике, предупреждению и тушению лесных пожаров.

За пожароопасный сезон в лесном фонде Российской Федерации, расположенном на территории  Чувашской Республики, зарегистрировано 54 лесных пожара, что на 16,9% меньше, чем в 2007 году. Общая площадь, пройденная пожарами составляет 32,5 га, в т.ч. лесная площадь - 29,6 га.  Средняя лесная площадь одного пожара – 0,55  га, что намного ниже, чем по Российской Федерации (более 60,0 га) и ПФО (более 2,0 га). Затраты на тушение лесных пожаров составляют 326,0 тыс. руб. (в 2007 году – 543 тыс. руб.)  за счет средств субвенций из федерального бюджета. Ущерба лесному хозяйству не причинено. Угрозы населенным пунктам и объектам экономики лесными пожарами не создавалось. Крупных лесных пожаров (более 25 га) не допущено.

Для авиапатрулирования лесов в дни высокой и чрезвычайной пожарной опасности, по результатам открытого конкурса, проведенного 25 апреля текущего года, был заключен государственный контракт от 7 мая 2008 г. № 29 с ГУ Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана», на что  выделено денежных средств из республиканского бюджета в сумме 200,0 тыс. рублей, которые полностью освоены.

Основной причиной возникновения лесных пожаров является нарушение правил пожарной безопасности населением. По вине граждан произошло 42 лесных пожара, или 77,8% от общего количества.

Из-за возгораний, возникших по причине неконтролируемого выжигания сухой травы на землях сельскохозяйственного назначения и перешедших на участки   лесного фонда, было охвачено 20,3 га лесной площади, что составляет 62 % от общей площади всех лесных пожаров.

В целом, лесопожарная обстановка  на территории республики Минприроды Чувашии контролировалась на достаточно организованном уровне, все заинтересованные министерства и ведомства своевременно обеспечивались необходимой информацией, взаимодействие с правоохранительными органами и противопожарными службами поддерживалось в должной мере.

Охрана лесов от нарушений лесного законодательства

В мае 2008 года в Минприроды Чувашии создан отдел по осуществлению  функции государственного лесного контроля и надзора.  Со времени создания государственными лесными инспекторами отдела проведена 131 проверка по вопросам соблюдения требований лесного законодательства лесопользователями, в том числе 38 - на арендованных лесных участках. В ходе проверок выявлено 116 нарушений лесного законодательства, из них 25 – на арендованных лесных участках.  По выявленным фактам возбуждено 113 дел об административном правонарушении.

Всего за 2008 год на территории лесного фонда республики зарегистрировано  236  случаев нарушений лесного законодательства, в т.ч. 215 случаев незаконных рубок  леса массой 2980,9 куб. м (0,78% от общего объема заготовки) и с суммой причиненного ущерба 29319,2 тыс. руб., из них - незаконная рубка сухостойных деревьев -65 случаев массой 387 куб. м. с суммой ущерба 387,0 тыс. рублей. По 142  случаям незаконных рубок  (66%) лесонарушители выявлены. В добровольном порядке лесонарушителями  ущерб возмещен по 79 случаям в сумме 704,1  тыс. руб.; в суды и арбитражные суды передано  42 материала о незаконных рубках леса на сумму 2458,6 тыс. рублей, из них 29 дел  рассмотрено  и присуждено ущерба в сумме 1200,6 тыс. руб.; материалы по 153 случаям направлены  в следственные органы, после завершения следственных мероприятий 30 лесонарушителей по 27 случаям привлечены к уголовной ответственности по ст. 260 УК РФ. 

В настоящее время  государственными учреждениями лесного хозяйства, подведомственными Минприроды Чувашии,  принимаются соответствующие меры по взысканию причиненного незаконными рубками ущерба до истечения срока исковой давности  и привлечению виновных к установленной действующим законодательством ответственности.  

 

Охрана окружающей среды

           В 2008 году был решен вопрос выбора участка под размещение полигона ТБО для гг. Чебоксары, Новочебоксарска и Чебоксарского района, земельный участок переведен в собственность г. Чебоксары, проведены гидрогеологические изыскания, разработаны проект строительства полигона ТБО с участком глубокого прессования и  проект рекультивации Пихтулинской свалки. В целях привлечения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации разработан республиканский инвестиционный проект «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» и направлена заявка в Минрегионразвития России.

Проведена корректировка республиканской  целевой программы «Повышение экологической безопасности на 2006-2010 годы» с пролонгацией программы до 2011 года.

В рамках республиканской  целевой программы «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006-2011 годы» в 2008 году проведены мероприятия по демеркуризации ртутьсодержащих отходов бюджетных организаций Чувашской Республики (собрано и обезврежено 47,9 т ртутьсодержащих отходов, образовавшихся в больницах, школах, детских садах и других бюджетных организациях республики), по организации селективного сбора ТБО в городах и районных центрах Чувашской Республики (организован участок первичной сортировки и переработки селективно собранных отходов).

Из-за недостаточного финансирования остаются нереализованными многие мероприятия программы, в том числе по обезвреживанию накопленных отходов пестицидов и агрохимикатов.

Государственный экологический контроль

В 2008 году государственными инспекторами отдела контроля Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики проведено 269 контрольных мероприятий по соблюдению  предприятиями природоохранного законодательства (на 65 % больше по сравнению с 2007 г.), из них планово – 160, внепланово - 109. Из 109 внеплановых проверок 46 – по выполнению ранее выданных предписаний.

В ходе проверок выявлено 334 нарушения природоохранного законодательства, по данным нарушениям выдано 188 предписаний об их устранении (в т.ч. 70 предписаний, выданных по результатам внеплановых проверок). К наиболее распространенным правонарушениям можно отнести: несоблюдение требований законодательства в области обращения с опасными отходами – 177, несоблюдение законодательства об охране атмосферного воздуха – 47, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду – 89, несоблюдение водного законодательства – 17, несоблюдение требований законодательства о недрах – 4.

Из проведенных 269 проверок в  49 установлены факты не внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду. По каждому факту государственными инспекторами возбуждено административное производство, и вынесены административные штрафы. Задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду по 14 объектам хозяйственной деятельности погашена и в бюджеты различных уровней дополнительно поступили денежные средства в размере 1204,14 тыс. руб ( в 2007 году – 149,7 тыс. руб).

По 24 фактам неисполнения ранее выданных предписаний, составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, которые рассмотрены мировыми судьями.

Всего за данный период вынесены постановления о назначении административного наказания на 167 должностных и 56 юридических лиц на общую сумму 1051,5 тыс. руб. По 159 материалам, полученным из органов прокуратуры, вынесены постановления о назначении наказания в виде административных штрафов на сумму 375,5 тыс. руб. Мировыми судьями наложены административные штрафы по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ на сумму 117 тыс. руб. Всего наложено административных штрафов на общую сумму 1544 тыс. руб, из них взысканы  1471,5тыс. руб (95,3 %).

Приостановка деятельности предприятий не производилась.

По итогам работы Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в 2008 году в бюджеты различных уровней поступило 2675,6 тыс. руб. с учетом погашенной задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, что в 3 раза больше, чем за предыдущий год.

 

 Выполнение мероприятий программы по водоснабжению и водоотведению

Завершены  поисково-разведочных работ для хозпитьевого водоснабжения г.Алатырь.  На правом берегу р. Сура выделен перспективный участок для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения населения города.

Продолжалось  строительство двух крупных водохранилищ на реках М.Цивиль и Карла для обеспечения питьевой водой населения Вурнарского, Шемуршинского, Батыревского и южной части Комсомольского районов.

Введен в эксплуатацию водозабор на р.Киря в пос. Ибреси.

Продолжено строительство группового водовода  пос. Киря Алатырского района, водовода Высоковка – Канаш.

Велось  строительство и реконструкция водопроводных сетей в 11 муниципальных районах республики и  г.г. Алатырь, Канаш, Чебоксары, Новочебоксарск.

Проведены противопаводковые и русловыпрямительные мероприятия на р.Була у д. Малое Батырево - 1108,6 м.

В рамках мониторинга подземных вод завершены работы, начатые в 2004 г., по комплексному обследованию 611 водозаборных скважин Чебоксарского района.  В 2008 г. обследовано 58 скважин.

Реализация мероприятий Программы в 2008 году осуществлялась  за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных средств.

 

 



07 февраля 2009
00:00
Поделиться