Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Ильгужар – карстовое озеро?

У современной молодежи с. Ходары со словом «Ильгужар» ассоциируется заросшее озеро в центре села, неприступное бесполезное болотище с бардаком на его берегах. Для других Ильгужар – вещевой рынок у трассы Шумерля – Чебоксары. Третьи скажут: «Об этом в Инете ничего не найдешь. Книги некогда читать».

Действительно, очень мало информации об этом удивительно уникальном и красивейшем когда-то уголке природы нашего края. Но существует множество легенд и пересказов о нем у ходарских старожилов.

Некоторые местные исследователи и краеведы считают, что «первым основателем с. Ходары был вольнолюбивый человек по имени Худар, бежавший от притеснений царских чиновников из Туруновской волости Чебоксарского приказа (уезда). Худар со своими товарищами построил первые избы на берегу глубокого в те времена озера Ильгужар, затерянного среди дремучих малопроходимых лесов. В этом озере, по преданию здешних чувашей, жил злой Киремет, посылающий на людей всякого рода напасти: пожары, засуху, потоп, болезни, порчу на скот». (Владимир Долгов, 1976 г.).

В этом есть доля правды. В действительности из архивных источников известно, что в 18-19 веках село Ходары входило в состав вышеназванной волости. Но есть и другое мнение - до прихода чуваш здесь обитали (возможно, охотились) представители угорских (мари-=армёс) и финно-угорских (мордва-эрзя) племен. В топониме «Ходар» просматривается след венгерского языка. «Хот» – бобр, -ар, -ер – течение, поток, вода, т.е. Ходар – бобровое озеро. Других озер в окрестности села нет.

Вот еще одна загадка. В своё время известный краевед района Я.Н. Волков записал такую легенду: «Еще до прихода в здешние места людей, с неба начали падать большие камни. Один из них был хвостатым и светился, величиной в несколько раз огромнее нашей церкви. Он двигался со стороны дер. Эскетен и на огромной скорости упал на это место. На ровном месте образовалась большая яма, а от удара об землю юго-восточная сторона поднялась и образовался холм. Здесь теперь стоит Покровская церковь. Вскоре яма наполнилась водой. Образовалось бездонное озеро».

У ходарцев давно бытует легенда о том, что «это озеро не имеет дна. Оно так глубоко, что даже двенадцать вожжей (иногда говорят семь, девять), связанных вместе с камнем тяжелым на конце не могли достать до его дна…».

В 1748 году в Ходарах на средства местных жителей была построена деревянная церковь, которую в начале XIX в. крестьяне сожгли. Но на ее месте была вновь сооружена каменная. «Церковники с целью насаждения христианской религии вели борьбу против язычества, против киреметей. Однако многие крещенные чуваши по существу оставались теми же язычниками, хотя духовенство вело постоянную слежку, жестоко наказывая за совершение языческих обрядов».

Существует еще одна легенда о том, что в июле 1774 г. взбунтовавшиеся крестьяне-ходарцы, после убийства попа Петра Кондратова, сорвали с колокольни медный колокол и сбросили его в Ильгужар. И родилась легенда о том, как бездонное прежде озеро Ильгужар начало высыхать. Говорили, Киремет покинул его и переселился на новое место. «В одно туманное осеннее утро над Ильгужаром поднялось огромное облако и начало медленно двигаться в сторону деревни Тенеево (Аликовского р-на). Это Киремет переносил озеро вместе с рыбой, ракушками и травами. Путь движения его был усыпан озерными обитателями и обильно полит водой…».

Другая легенда повествует об этом событии иначе – вода ушла в Тенеевское озеро подземной дорогой.

В доказательство этому некоторые утверждают, что «у Ильгужара есть родная мать. Это - озеро Тени. И они соединены меж собой пупками. И они никогда не высохнут».

Здесь требуется научное объяснение. «Пупком» служат подземные ходы и пещеры, «проваливающиеся» под землею и снова выходящие на поверхность озера. Такие озера по происхождению называются карстовыми. Из опытов по школьной физике мы хорошо знаем «принцип сообщающихся сосудов». Ихтиологи проводили на аналогичных водоемах эксперименты. Выпущенная в бессточное озеро карстового происхождения рыба с меткой вскоре оказывалась в другом водоеме, расположенном в 30-40 километрах. Как же они попадают туда? Загадка разгадана.

В 1980-х годах у местных властей созрела задумка высушить озеро, превратившееся в полуболото. Вырыли со стороны р. Эскедень канал и спустили воду из озера. Но ничего не получилось. Уровень воды упал, но озеро превратилось в болото.

В 30-е годы 20-го века начали создавать коллективные хозяйства. В селе Ходары образовалась сельскохозяйственная артель, которую ходарцы назвали «Ильгужар».

Лет пять назад с целью сбора краеведческого и этнографического материала я вплотную занимался историей с. Ходары и его окрестностей. В то время и познакомился с одной пожилой женщиной, которая рассказала мне очень трогательную историю: «С тех пор, как люди перестали обращать внимание на озеро, его облюбовали дикие звери и пернатые. Как открывается охотничий сезон, так все утки сюда и прилетают. Их здесь никто не трогает. Да и место тут недоступное, хотя со всех сторон просматривается. Стоит в середине Ильгужара на небольшом островке наша цапля-сирота. Одна-одинешенька, она обитает тут вот уже лет 5-6. Каждый год прилетает одна. Верно, ждет своего избранника. Никто ей не нужен, кроме любимого. А его, видимо, давно в живых нет. Или поймали, или погиб. Птенцов не выводит сиротинушка. Так по осени над Ильгужаром сделает несколько кругов и улетает в теплые края. Жаль мне ее…».

А мне жаль, что ходарцы не берегут такую красоту, данную богом.

А. ПОЯНДАЕВ, краевед.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
19 марта 2010
00:00
Поделиться