Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Здесь будет лес

Летом 2010 года пожары уничтожили свыше 4600 гектаров заволжских лесов. Но то была не окончательная цифра. Данные постоянно увеличивались, и в настоящий момент пострадавшими от огня считаются 9000 гектаров. Новых горельников нет — это продолжают страдать уцелевшие тогда деревья. Еще весной ели-сосны выглядели вполне здоровыми и зелеными, а сейчас сбрасывают иголки и сохнут прямо на глазах. Они до сих пор не могут оправиться от огненного плена.

Падают со стоном

В основном пострадали от огня сосны. «Им было более сорока лет», — говорит заместитель министра природных ресурсов и экологии Чувашии Анатолий Яковлев. Понятно, что горельники не скоро вернутся к своему первоначальному виду. Вернее, вообще не вернутся. На гари появятся смешанные леса. Сосны будут перемежаться осинами, липами, березами. Последние, хоть и считаются нежелательными породами, зато при следующих пожарах (тьфу-тьфу-тьфу, конечно) смогут остановить огонь. Сами сосны, по словам экспертов, к пожарам очень неустойчивы.

Сегодня выжженная земля на горельниках покрывается иван-чаем, другой травой. Прикрывается, как может, малинником. Дикому кустарнику сейчас раздолье — солнечный свет ничто не загораживает. «Год назад час пробудешь здесь — и одежда насквозь пропитывалась удушливым запахом. Теперь воздух чистый», — с удовольствием замечает директор казенного учреждения «Чебоксарское лесничество» Василий Богданов.

Пока произведена расчистка 35% горельников. Работы планируется завершить
в 2013 году.

Второй год подряд помогают лесу избавиться от обгоревших останков бригады подрядчиков. Расчищают горельники и вручную, и механизированным способом. И то, и другое одинаково сложно. У Сергея Иванова, наверное, давно иссяк весь словарный запас. В прошлую пятницу он впервые сел на МТЗ, оснащенный мульчером-измельчителем. Новенькая машина, на первый взгляд, такая послушная, но на заднем ходу постоянно давала сбой. Обгоревшие сосны никак не поддавались наезду. Мастер леса Николай Андреев наблюдал за мучениями товарища в сторонке. Мало ли: или сосна заденет при падении, или попадется под горячую руку трактористу, который то и дело выскакивал из кабины и поправлял цепи на мульчере. Словом, держался от греха подальше. «Серега — опытный. Денек-другой, и научится лес валить», — уверен он в трактористе. Сергей парнем оказался упрямым, и обгоревшие деревья наконец действительно начали поддаваться. Сосны со стоном падали вниз и оказывались под колесами — теперь они пойдут на перегной.

Навстречу солнцу

Но расчистить горельники — это всего полдела. Освободившуюся землю следует засадить. 67-й квартал Пихтулинского лесничества нынешней весной засеивали семенами сосны. После обильных дождей из песка вылезли первые сеянцы. Высотой в сантиметр, а уже лохматые. И иголки не колючие, а мягкие, словно волосы ребенка. «Малышам» здесь не нарадуются. «Целый ряд взошел! Умоляю, только не наступите», — разглядывает молодняк Василий Николаевич. Сеянцы (то есть выросшие из семян) в разы крепче саженцев, уверяет Богданов. Если пошли в рост, значит, уже не остановятся.

Саженцы появились на Северном участке лесничества. Мохнатые лапки вытянулись почти на двадцать сантиметров. Молодые вечнозеленые деревца окружают, как и положено по науке, осины и ракитник. Но сосна все равно остается главной породой. За ней даже уход особенный.

В этом году в поселке Пролетарский возрожден питомник.

за уже пропалывали. В понедельник снова рабочие выйдут», — показывает Василий Николаевич делянки. Часть сеянцев заботливо укрыта деревянными щитами. Так лохматые росточки спасают от палящего солнца. С саженцами проблем слишком много, признаются специалисты. «Их нужно привозить в определенное время и в определенных условиях. Плюс земля должна быть готова к «приемке», — объясняет Богданов. Вот и получается, когда сеянцы под боком — и выгоднее, и проще.

Кстати, эксперты подсказывают, что именно во время весенних посадок деревца легче приживаются.

Каждому по лопате

После угарного лета 2010 года пристальное внимание уделяется противопожарной обстановке в Заволжье. Это и ежедневные рейды, организуемые РГУ «Лесопожарная служба», и дозорные на вышках, и дежурства рядом с популярными местами отдыха, и даже авиапатрулирование. Но ничто не спасет, если туристы или дачники останутся беспечными.

Водитель пожарной машины Юрий Дмитриев на перекрестке дорог, ведущих к Астраханке и Кувшинке, стоит с девяти утра. Солнце, зной, духота, слепни не дают ему покоя, но оставлять свой пост он не имеет права. Может загореться если не здесь, то в другом месте. «Вчера дачи горели в «Прометее». Туда послали. «Чужие» пожары тушить не имеем права, зато водой помогли», — рассказывает Юрий Иванович. На новом транспорте домчаться до пожара теперь не составляет труда. Еще в прошлом году парк «Лесопожарной службы» пополнился тракторами с плугом, гусеничным трактором для расчистки горельников, пожарными машинами и автомобилями «Егерь», позволяющими одновременно перевозить емкости с водой и бригады пожарных. Часть техники базируется на территории ПХС (пожарно-химическая станция), заведует которой Демьян Максимов. У Демьяна Мефодьевича все под контролем: и работники (их вместе с начальником тринадцать человек), и пожарная обстановка, и даже хозинвентарь. В помещении на выбеленных стенах висят сотня лопат, десять мотыг и грабель, двадцать топоров, рядком стоят двадцать ведер, а также защитная амуниция — все готово к внештатной обстановке. «Куда вам столько лопат?» — «Так для добровольцев же», — удивляется непонятливости Максимов. Самая заветная мечта всех местных работников — чтобы замок с этого лабаза не снимался никогда.

 

Оригинал статьи: http://www.chebnovosti.ru/index.php/component/content/article/2365 



"Чебоксарские новости"
24 июля 2012
00:00
Поделиться