Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Дефицит меняем на профицит

Регионы, входящие в Приволжский федеральный округ, традиционно демонстрируют активность в сфере лесного хозяйства. Достаточно вспомнить, что в Республике Татарстан был открыт первый современный лесной селекционно-семеноводческий центр, Республика Башкортостан разработала, а главное – внедрила автоматизированную систему контроля за движением круглых лесоматериалов, Кировская область стала пилотной территорией по обкатке автоматизированной информационной системы по ведению государственного лесного реестра, а в Нижегородской области пытаются доказать на практике, что выращивание посадочного материала является прибыльным бизнесом. Как с берегов Волги видится будущее лесного сектора и какие рецепты решения болезненных для отрасли проблем могут здесь предложить? Об этом и о многом другом нам удалось побеседовать с руководителем Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Александром Орнатским.

– Александр Николаевич, начнем с традиционного для конца июля вопроса. Как округ переживает в этом году пожароопасный сезон?
– Нельзя сказать, что нынешним летом погода дает повод для того, чтобы противопожарные службы могли расслабиться. Но в целом ситуация управляемая. По сравнению с 2012 годом, средняя площадь лесного пожара сократилась примерно на 30%, что говорит о высокой оперативности лесных противопожарных служб, которая составляет 75%. Это в два раза лучше средних показателей за последние пять лет. Конечно, не все регионы выглядят одинаково хорошо, но и погода ведет себя по-разному. Наиболее сложная ситуация сложилась в Кировской области и Пермском крае. Хотелось бы особо отметить, что практически все пожары у нас ликвидируются в день обнаружения.

– Я знаю, что на территории Приволжского федерального округа есть образцово-показательные регионы, где вообще нет пожаров. В этом году удается держать марку?
– Да, у нас уже два таких региона – Республика Татарстан и Республика Чувашия. В Татарстане пожары не регистрируются второй год подряд. В Чувашии в 2012 году было одно возгорание на площади в 10 соток, а в этом году они поставили задачу пройти сезон без пожаров и пока держатся. Неплохая ситуация у нас на юге Приволжского округа, где особенно коварны степные пожары. Не случайно в Саратовской и Оренбургской областях лесопожарные службы пытаются не допустить неконтролируемые сельхозпалы и внимательно следят за тем, чтобы степные пожары не переходили на лесные территории. Кстати, в Саратовской области в этом году был зафиксирован только один пожар, в Республике Мордовия – два, но на площади всего в полгектара. Для Оренбургской области, где степи растянулись на сотни километров, 30 пожаров на территории 20 гектаров – тоже рекордно низкий показатель.

– Наверняка, многие задаются вопросом, почему одни регионы переживают лето без пожаров, либо речь идет о единичных случаях, а на других территориях при схожих погодных условиях и природно-климатических факторах мы видим прямо противоположную картину. У вас есть ответ?
– Я думаю, что причины нужно искать в том, как в регионе выстроена модель управления лесными ресурсами и система противопожарной безопасности. В Республике Татарстан, например, имеется разветвленная сеть лесных дорог, что облегчает задачу лесопожарным службам. В регионе грамотно выстроена работа с населением, главы муниципалитетов крайне заинтересованы в том, чтобы не допустить природных пожаров. Президент Республики Татарстан лично контролирует ситуацию. Не секрет, что в некоторых регионах на профилактические противопожарные мероприятия смотрят как на необязательные работы, которые можно и не выполнять. В Татарстане они выполняются на 100%, и это тоже играет огромную роль. В Оренбургской области хорошо работают с подрастающим поколением, поддерживают школьные лесничества, что тоже очень важно.

– Приволжский федеральный округ объединил довольно любопытные регионы, которые то и дело подбрасывают какие-то новые идеи, проекты, пытаются найти собственные пути решения проблем, не дожидаясь, пока придут указания из центра. Не так давно на совещании в Рослесхозе вы рассказывали о том, что в Башкортостане и Татарстане стали строить лесные дороги, объединив усилия с муниципалитетами. Какие из региональных проектов можно было бы, с вашей точки зрения, распространить на другие территории?

– В каждом регионе у нас есть какие-то уникальные наработки. В Нижегородской области накоплен опыт высаживания сеянцев с закрытой корневой системой под полог леса. Выращены лесные культуры 20-25-летнего возраста, которые могут стать предметом научного изучения. В этом же регионе и Республике Башкортостан внедрены эффективные системы видеонаблюдения для обнаружения лесных пожаров. Несмотря на то, что каждый из регионов шел своим путем, в итоге они пришли к применению современных систем дистанционного мониторинга и использованию камер видеонаблюдения с высокой разрешительной способностью для обнаружения лесных пожаров. Нижегородская система видеонаблюдения «Лесной дозор» не просто фиксирует возгорание, но при возникновении задымления программа записывает координаты и передает звуковой сигнал на пульт дежурному. Кстати, в 2011 году авторы «Лесного дозора» весьма успешно провели презентацию своей разработки и представили ее президенту страны Дмитрию Медведеву на Селигере. После этого «Лесной дозор» стал использоваться не только в других российских регионах, но к нему проявили интерес специалисты из стран ближнего зарубежья. Недавно в Рослесхозе обсуждалась идея распространения полномочий по контролю за ситуацией в лесу на охотинспекторов. Интересно, но в Республике Мордовия уже функционирует подобная унифицированная служба. Там предварительно были внесены все необходимые изменения в региональное законодательство. Кстати, коллеги из Мордовии утверждают, что подобное совмещение идет на пользу и лесному хозяйству, и охотничьему. Я думаю, что опыт Мордовии мог бы оказаться весьма полезным и для других территорий.

– В Рослесхозе идет дискуссия о том, каким образом можно усилить влияние лесных департаментов на ситуацию в округе. Что необходимо изменить, чтобы повысить эффективность работы департаментов?
– Департаментам необходимо дать больше самостоятельности. На мой взгляд, необходимо усилить влияние департаментов по федеральным округам на кадровую политику в регионах, а также координацию работ, выполняемых подведомственными структурами Рослесхоза. Конечно, нужно улучшить материальное стимулирование департаментов. Понятно, что в таком случае с нас будет больше спрос. Но мы к этому готовы.

– Какие межрегиональные проекты можно было бы успешно развивать в Приволжском федеральном округе?
– Для наших территорий актуальны и тематика защитных лесов, и проекты, связанные с контролем за оборотом древесины. Осенью планируется провести большую конференцию по проблемам защитных лесов. В частности, предполагается обсудить законодательную инициативу, связанную с возможностью ограничения промышленных рубок в защитных лесах.

– Как вы относитесь к необходимости введения столь жестких запретительных мер?
– Я считаю, что в щадящих объемах лесопользование должно осуществляться в защитных лесах. Мало того, это оказывает положительное воздействие на экологический каркас защитных лесов. Практика показывает, что это не только нужно, но и необходимо делать. Взять, к примеру, Оренбургскую область, где есть защитные леса, представленные запрещенными к рубке тополем черным и тополем белым. Однако, если через определенный промежуток времени не провести рубки низкой интенсивности и не высадить другие породы, то насаждения тополя постепенно деградируют. При грамотном лесопользовании в защитных лесах можно и экономику лесоперерабатывающих предприятий подправить, и защитные функции лесов укрепить, сделав их более здоровыми и продуктивными. Если в защитных лесах сегодня оставить все, как есть, то многие регионы столкнутся с катастрофически быстрым распространением вредителей в лесах. Защитные леса могут превратиться в мину замедленного действия для эксплуатационных лесов.

– Как бы вы определили самый острый сегмент проблем для лесного хозяйства Приволжского федерального округа?
– Мне кажется, что сейчас одна из самых актуальных тем касается определения оптимального штата государственных лесных инспекторов, а также повышения качества их работы. Мы совместно с субъектами РФ округа готовим предложения, связанные с увеличением количества государственных инспекторов, которых сегодня явно не хватает. В Приволжском федеральном округе «разбег» закрепленной за одним инспектором площади варьируется от 3 тысяч гектаров в Пензенской и Оренбургской областях до 100 тысяч гектаров в Пермском крае. Я думаю, не стоит объяснять, что один человек на территории в 100 тысяч гектаров просто физически не в состоянии организовать качественный контроль. Понятно, что штат инспекторов в большинстве регионов необходимо увеличивать. У нас в округе встречаются единичные территории, где не требуется серьезного увеличения численности госинспекторов, например в Республиках Башкортостан и Татарстан. При этом все регионы хотели бы минимум в два раза увеличить штат инспекторов. Другое дело, как они видят источники финансирования. Практически все надеются на дополнительное финансирование из федерального бюджета. Пожалуй, только в Самарской области увеличили на 92 человека штат инспекторов в рамках существующего бюджета. В общем, чувства реальности регионам порой не хватает.

Если говорить о незаконном обороте древесины в округе, то, по нашим подсчетам, это примерно 100 кубометров в год, или менее полпроцента от легальных объемов заготовки. При примерно одинаковом потоке нелегальной древесины количество случаев лесонарушений увеличилось. С моей точки зрения, это свидетельствует о более высоком уровне контроля, когда нелегальный бизнес становится все более мелким. В Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу в 2012 году создана межведомственная рабочая группа по контролю за оборотом лесных ресурсов и противодействию незаконной заготовке древесины. Так что эта тема находится в зоне особого внимания. Благодаря совместной работе Управление Генеральной прокуратуры России по Приволжскому федеральному округу заинтересовалось многочисленными отказами в возбуждении уголовных дел по выявленным нарушениям, которые поступают из полиции. В ближайшее время будет проведена проверка обоснованности отказных материалов.

Хотел бы отметить, что в Приволжском федеральном округе соблюдается здоровый баланс легальной заготовки древесины и лесовосстановления. В традиционно болезненной для России теме лесовосстановления у нас наметились положительные тенденции. В этом году в округе произошло увеличение более чем на 10%, и объемов лесовосстановительных работ, и площадей, где в будущем вырастет молодой лес. Это вполне объяснимо: у нас второй год подряд наблюдается профицит посадочного материала.

– Приятно, когда, говоря о лесном хозяйстве, слово «профицит» вытесняет «дефицит».
– По моим наблюдениям, у нас появляется все больше добросовестных арендаторов. В 2012 году нам удалось приостановить рост долгов по лесным платежам. По предварительным итогам, в этом году наметилась тенденция по снижению накопленной задолженности. В последнее время сумма задолженности по округу колебалась вокруг цифры в 520-540 миллионов рублей, а годовой объем платежей в федеральный бюджет составляет около 1,9 миллиарда рублей. На 1 июля 2013 года эта цифра составила 905 миллионов рублей. Было зафиксировано снижение недоимки – на уровне 5%. В общем, в прошлом году мы не допустили ее увеличения, а в первом полугодии 2013 года добились снижения долгов, в том числе благодаря эффективной работе по расторжению договоров аренды с недобросовестными арендаторами. Надеемся сохранить эту тенденцию и в дальнейшем.

Оригинал статьи



"Российские лесные вести"
02 августа 2013
16:47
Поделиться