Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Новочебоксарский полигон ТБО запустили в тестовом режиме

Журналистам и блогерам показали, как теперь в республике будут собирать и утилизировать мусор.

Процедура ввода в эксплуатацию Новочебоксарского полигона по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) выходит на финишную прямую. С первых дней сентября инфраструктура комплекса, включающего в себя несколько объектов в Чебоксарах и Новочебоксарске, готовилась к работе в тестовом режиме. На минувшей неделе, 9 сентября 2015 года, состоялся первый полноценный запуск всего оборудования, чтобы первые мусоровозы повезли городские отходы на новый полигон. Вместе с работниками предприятия редакция «МК» в Чебоксарах» прошла весь путь сбора и утилизации мусора – от брошенного в урну фантика до захороненного блока отходов на участке складирования полигона.

Сортировка и отбор

Чтобы утилизировать отходы, их сначала необходимо рассортировать. Однородные мусорные массивы чрезвычайно разно­образны по своему составу, и каждый из них требует своего подхода. Например, биологический мусор (пищевые и растительные отбросы) подлежит переработке, синтетические продукты (пластмасса) – повторному использованию, а отходы целлюлозно-бумажной промышленности (древесина, бумага) сжигаются. Кроме того, существуют достаточно опасные виды отходов, такие как энергосберегающие лампы. Из-за содержания внутренних паров ртути эти лампы категорически запрещено выкидывать с остальными видами мусора. Для них существуют специальные пункты приема, обычно организуемые в ЖКХ по месту жительства.

Для того чтобы утилизация мусора проходила наиболее эффективно, в Чебоксарах несколько лет назад начали вводить систему раздельного сбора. Специализированные под каждый вид отходов евроконтейнеры активно внедряются обслуживающими предприятиями и так же активно игнорируются горожанами. Поэтому вся тяжесть сортировки и распределения мусора, поступающего на новый полигон, лежит на мусороперегрузочной станции (МПС), расположенной близ Марпосадского шоссе.

Генеральный директор ОАО «Спецавтохозяйство», занимающегося вывозом мусора из города, Юрий Валерьевич Малов рассказывает:

– Реконструкция мусороперегрузочной станции в Чебоксарах началась в мае. Всего за полгода удалось создать полностью рабочую инфраструктуру, отремонтировать административно-бытовые здания и произвести монтаж современного технологического оборудования. Более того, в планах построить аналогичные станции и в других районах Чувашии.

Полный цикл работы конвейерных линий состоит из нескольких этапов.

1. Выгрузка. Собранный в Чебоксарах мусор доставляют на станцию и сгружают около цеха сортировки. Для крупногабаритных грузов построена отдельная площадка. Сваленную мелочь экскаватор загружает на первый этап конвейерной линии.

2. Освобождение мусора. Именно с этого начинается сортировочный процесс. Как правило, отходы приходят в пакетах, которые затрудняют процедуру их распределения. Поэтому на подобных станциях используются специализированные бункера, так называемые «разрыватели пакетов». Чебоксарская МСП оборудована агрегатом фирмы Matthiessen. Он вскрывает пакеты различной величины и полностью высвобождает их содержимое. При этом общая масса отходов разрыхляется и равномерно подается для сортировки.

3. Грохочение. После освобождения мусора от оболочки он попадает в специальный барабан, который емко именуется «грохотом». Данный аппарат предназначен для сортировки однородной массы по габаритам. Барабанный грохот отделяет крупный мусор от мелкого и направляет их на отдельные конвейерные линии. За процедурой разделения наблюдает оператор, который следит за габаритами по установленным на линии камерам видеофиксации.

4. Ручная работа. Комплекс полуавтоматический, а потому на следующем этапе мусор проходит ручную сортировку. Работники линии распределяют обработанный массив по нескольким бункерам – стекло, бумага, пластик, металл и прочие виды отходов. Именно здесь решается, что отправить на утилизацию (повторную переработку), а что на захоронение. Отобранное для повторного использования сырье складируется на территории станции и ждет покупателя. Как правило, мусор из Чувашии для повторной переработки закупают предприятия Казани, Владимира и Нижнего Новгорода.

5. Прессование. Мусор, не пригодный для вторичной переработки, готовится к транспортировке до места захоронения. Данный массив называют «хвостами» линии, и, в конечном итоге, его отправляют под пресс, чтобы в спрессованном виде загрузить в автопоезд. На новой МПС за этот этап отвечает мусороперегрузочная станция Husmann. Ее основная функция – уменьшение объема перевозимого мусора и, как следствие, сокращение транспортных затрат при утилизации. Аппарат, установленный на чебоксарской станции, прессует в один бункер 18 тонн отходов, что равно шести большим мусоровозам, которые теперь будут перевезены за один рейс.

Что касается крупногабаритного мусора, то на территории станции оборудована специальная котельная для его сжигания. Столы, стулья, диваны, любая деревянная тара сначала проходят измельчение в специальной дробилке, которая называется «Шредер». После этого измельченный массив дерева автоматически подается в котлы, где и сгорает.

Генеральный директор компании СК «Гидрокор», занимавшейся проектировкой полигона, Олег Изевич Гладштейн подчеркивает:

– Сейчас мусороперегрузочная станция работает в режиме пуско-наладки. Таким образом, происходит отладка автоматического оборудования, инженерных систем, котельной станции и прочих автоматизированных комплексов. Чебоксарская МПС с элементами сортировки имеет проектную мощность в 200 тысяч тонн отходов в год. Чтобы достичь этого показателя, нам необходимо настроить оборудование для работы, чем мы сейчас и занимаемся. Тем не менее уже с 1 октября 2015 года мы планируем запустить как производство МПС, так и производство самого Новочебоксарского полигона ТБО на полную мощность.

Доставка и захоронение

Специальные автопоезда, груженные бункерами со спрессованными отходами, отправляются к полигону ТБО по 10-километровой дороге в обход города Новочебоксарска. Этот путь исключает провоз отходов по территории города и соединяет его с отдаленными, ранее труднодоступными населенными пунктами.

У самого полигона строится мусоросортировочный комплекс (МСК) и вторая карта полигона. Первая карта складирования готова к эксплуатации. Она представляет собой котлован с дренажной системой и несколькими гидроизоляционными слоями, которые призваны не пропускать влагу и вредные вещества в почву. Ключевой элемент основания карты – противофильтрационный экран на основе геосинтетики. Также в проекте предусмотрено строительство сети вентиляционных скважин, через которые будет происходить сбор и удаление образующегося биогаза.

Привезенные отходы сразу же загружаются в горизонтальный автоматический пресс, где повторно брикетируются в «тюки» массой в 1 тонну, обматываются металлической леской, после чего складируются на сам полигон.

– Проект комплекса при полигоне похож на Чебоксарский МПК – тут тоже есть КПП, входная группа с весовым и радиационным контролем, площадка для крупногабаритного груза, котельная, дезванна, механизированная мойка. Разница лишь в том, что сюда будет приходить не только мусор из Чебоксар, уже прошедший мусороперегрузочный комплекс, но и неотсортированные отходы из других городов Чувашии. При этом процедура разгрузки идентичная. Машина выгружается, проезжает через мойку, проходит процедуру дезинфекции и покидает территорию полигона совершенно чистой, – отмечает Юрий Валерьевич.

Как известно, новый полигон ТБО планировали ввести в эксплуатацию еще в далеком 2012 году. Возведенный на стыке трех муниципалитетов – Чебоксар, Новочебоксарска и Чебоксарского района – инфраструктурный объект в итоге будет иметь площадь в 32 га, проектную производительность в 200 тысяч тонн ТБО в год, высоту складирования в 40 метров, а срок эксплуатации в 40 лет.

Однако стоит отметить, что хоть полигон и призван был заменить собой многострадальную Пихтулинскую свалку, очередной срок закрытия захоронения, действующего с 1964 года, отложили до 1 января 2016 года. На фоне этого сообщения тестовый запуск полигона и отладка оборудования вселяют надежду на то, что столь масштабный для республики проект, наконец, близок к завершению. 



"МК в Чебоксарах"
15 сентября 2015
08:48
Поделиться