Эмир Бедертдинов: «Сохранить кадровый потенциал лесной отрасли – это наша главнейшая задача»
С 6 по 8 декабря в г. Вологда проходит XXVIII Международный лесной форум и выставка техники и оборудования для лесного комплекса «Российский лес 2023».
«Российский лес» - это одна из крупнейших экспертных площадок для представителей бизнеса и власти, посвященных развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса России, на которой подводятся итоги работы лесной отрасли за предшествующий период, обсуждается новая стратегия развития производства и бизнеса.
Чувашскую Республику на Форуме представляет министр природных ресурсов и экологии Эмир Бедертдинов, который в ходе заседания круглого стола «Лесная экономика: состояние и новые тренды развития» выступил с докладом о проблемах повышения эффективности использования лесов в малолесных регионах России.
Чувашию можно отнести к малолесным регионам. Лесистость ее территории всего лишь 32,6%. Общий запас древесины основных лесообразующих пород определен в объеме 102,5 млн м3. Следует отметить, что в последние годы в лесном фонде республики отмечается накопление спелых и перестойных лесных насаждений.
Кроме того, в республике заготовка древесины, в подавляющем большинстве, осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Основными видами использования лесов по договорам аренды является заготовка древесины и осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Основным фактором, сдерживающим развитие аренды лесов в малолесных регионах России и Чувашии, в частности, является низкая предпринимательская активность, связанная с недостаточной привлекательностью деятельности и, как следствие, уменьшение спроса на лесные участки, предаваемые в аренду.
На территории региона отсутствуют крупные лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия, а имеющиеся относятся к малым и средним предприятиям.
Говорил Эмир Бедертдинов и о необходимости господдержки и создания спецпрограмм кредитования для таких организаций путем государственно-частного партнерства или создания особых правовых оснований.
Он подчеркнул, что предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 г. № 190 условия для предприятий лесного бизнеса, направленные на развитие лесного комплекса в рамках инвестиционных проектов, не могут в полной мере быть применимы к предприятиям, осуществляющим свою деятельность в малолесных регионах.
Так, например, модернизация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в т.ч. в биоэнергетических целях, предусматривает минимальный объем капитальных вложений не менее 2 млрд. рублей, а создание объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в т.ч. в биоэнергетических целях (при этом объем капитальных вложений, направленных на создание объектов лесной инфраструктуры, не должен превышать 20% общего объема капитальных вложений), с минимальным объемом капитальных вложений не менее 3 млрд. рублей, для предприятий лесного бизнеса из малолесных регионов – не осуществимы.
«Поэтому для развития и создания в таких субъектах производств по глубокой переработке древесины было бы целесообразным предусмотреть иные требования для таких проектов, имея в виду то обстоятельство, что их потенциально будут реализовывать не крупные вертикально интегрированные структуры, а предприятия среднего бизнеса. Неразвитость института аренды лесов в малолесных регионах создает дополнительную нагрузку на федеральный бюджет. Это связано с тем, что все работы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению в таких субъектах выполняются бюджетными и автономными учреждениями на основе государственных заданий», - говорит Эмир Бедертдинов.
Было также отмечено, что в настоящее время основными задачами уполномоченных в области лесных отношений региональных органов исполнительных власти является обеспечение эффективного, неистощительного использования лесных ресурсов, оказания содействия развитию лесного сектора экономики регионов в целях решения социально-экономических проблем территорий и улучшения жизни населения
Многолетняя реализация переданных полномочий в области лесных отношений позволила не только апробировать, заложенные Лесным кодексом РФ механизмы использования лесов, но и оптимизировать их.
В Чувашской Республике переданные полномочия в области лесных отношений осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии. В субъекте организовано 11 лесничеств и в их составе 47 участковых лесничеств. Общая штатная численность работников лесного хозяйства по состоянию на 1 января 2023 года составила 838 единиц (министерство, лесничества и бюджетные учреждения).
В целом, средняя заработная плата работников лесного хозяйства Чувашии по отчетным данным за 2022 год ниже фактически сложившейся средней заработной платы по ПФО на 28% и на 45% меньше, чем по РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в отрасли наиболее высокий уровень оплаты труда отмечается в тех регионах, где на обеспечение деятельности специалистов, осуществляющих реализацию переданных полномочий в области лесных отношений, выделяются средства из региональных бюджетов.
Существуют и проблемы повышения возрастной структуры кадрового состава и отсутствия притока молодых специалистов нет. «Вместе с тем, следует констатировать, что ряд аспектов, связанных с государственным управлением лесами, финансовым обеспечением переданных полномочий, сохранением кадрового потенциала отрасли, требуют совершенствования. Сохранить кадровый потенциал лесной отрасли – это главнейшая наша задача!», - заявил в завершение своего выступления министр.
В рамках круглого стола рассмотрены ключевые направления развития лесной экономики страны, проблемы в данной сфере и пути их решения, вопросы государственного управления лесами, ведения лесохозяйственной деятельности и др.
В преддверии масштабного лесного форума открылась ежегодная XXI международная научно-техническая конференция «Актуальные проблемы развития лесного комплекса», где обсуждались состояние, проблемы и тенденции для развития лесного комплекса, современные аспекты лесоустройства в решении актуальных задач, приоритетные направления развития лесного комплекса и практические шаги по их реализации, роль лесных планов при организации лесного хозяйства и др.
На выставке техники и оборудования для лесного комплекса принимают участие 89 организаций из 20 субъектов страны, а также экспоненты из Республики Беларусь и Китая.
В рамках мероприятий Форума эксперты различных уровней и направлений деятельности обменивались опытом, налаживали взаимовыгодные отношения, а также заключали контракты.